Главным спортивным событием последней недели стали невероятно упорные переходные матчи за право играть в РФПЛ в будущем году. Именно о них мы и побеседовали с одним из тех, кто свою задачу решил. Голкипер тульского «Арсенала» поделился своими ощущениями на пути в сборную России.
- Расскажите, что же это такое – переходные матчи?
- Какая-то невероятная, запредельная психологическая нагрузка. Но я бы не стал выделять только эти две игры – вся борьба за выживание это нечто совершенно особенное. Тот же матч со «Спартаком» не был для нас легче игр с «Енисеем». Да и с «Ростовом», с «Крыльями» - каждая домашняя встреча становилась настоящим финалом.
- И что, все это сложнее борьбы за чемпионство, с которой вы хорошо знакомы?
- Однозначно, причем гораздо сложнее. У меня, в принципе, был кое-какой опыт соперничества внизу турнирной таблицы, кроме того, много об этом слышал, но что это такое на самом деле, в концентрированном виде, понял только сейчас.
Переходные матчи никогда, наверное, не блистают качеством футбола. Но это высоковольтное напряжение, максимальные самоотдача и желание, одним словом, настоящая битва. Ответственность такая, что борьба за медали может показаться курортом.
- Вы все время верили в успех? Ведь большинство специалистов «похоронило» «Арсенал» еще за тур до конца регулярного чемпионата?
- «Похоронили»? Да, давление со стороны прессы было небывалым, но, знаете, от всего того, что так или иначе до нас доходило, желание доказать свою состоятельность только возрастало. Мы, конечно, и сами понимали, что во многих матчах РФПЛ показывали не самый качественный футбол. Но тому есть объективные причины – сегодняшний состав «Арсенала» был собран только зимой.
Что же касается «похорон», то я, в принципе, не открывал в последние дни спортивные сайты и не включал телевизор, однако все равно знал, что «слабее «Арсенала» команды нет». Это был очень сильный вызов, мало с чем сравнимый даже в моей богатой на события карьере. Но верил в успех до самого конца.
- Не просто верили – тащили команду. Чего стоят только ваши спасения в игре с «Ростовом»!
- Там просто удача была на моей стороне.
- Но не все при этом зависело от вас самих. По-моему, никто не сомневался, что «Крылья Советов» обыграют дома «Терек» в последнем туре…
- После того, как мы не обыграли «Амкар», ситуация действительно стала неконтролируемой. Но у меня лично больше надежд было не на «Терек», а на матч «Оренбург» - «Ростов». Ростовчане, боровшиеся за Лигу Европы, ну никак не должны были проигрывать. При этом знал главное: как бы там ни сложилось, надо выходить против «Спартака» предельно сконцентрированными и побеждать. Иначе все вообще теряло смысл.
- Разгром свежеиспеченного чемпиона в Туле стал если и не сенсацией, то предметом живых обсуждений. Каких только версий не выдвигалось. Как вы сами считаете, за счет чего «Арсеналу» удалось переиграть «Спартак»?
- Нам очень повезло, что спартаковцы стали чемпионами за три тура до конца чемпионата. После недели празднований еще можно выйти и сыграть, но две недели выбьют из строя кого угодно. А мы наоборот настраивались так, словно это – последний в жизни матч. Кроме того, повезло с быстрым голом – когда ты расслаблен и почиваешь на лаврах, предпринять какие-то волевые усилия, переломить ход неудачного матча крайне тяжело, если вообще возможно. Плюс еще и удаление случилось.
Все в итоге сложилось, но могу сказать, что если бы каждый человек в нашем коллективе не вложил всего себя в эти финишные матчи, никакая «усталость» «Спартака» не помогла бы. Имею в виду, не только футболистов, но и руководство клуба, тренеров.
- Жизнь под дамокловым мечом сильно сказывается на нервной системе?
- Мой опыт позволял абстрагироваться от безнадежной, по сути, ситуации. Тут ведь как: чем больше себя накручиваешь, тем меньше у тебя получается - и тем сильнее сжимается причина. Надо сосредоточиться на конкретной работе, на выполнении своих прямых обязанностей.
- И у вас это получалось?
- В целом – да.
- Поделитесь секретом, как это вообще возможно?
- Никакого секрета – просто здравый смысл и опыт.
- Расскажите о двух решающих матчах. Выезд в Красноярск дался вам очень непросто?
- Да, мы провально его начали и в первом тайме не получалось практически ничего. «Енисей» при своей публике нас просто «возил». Наверное, и пятичасовой перелет сказывался, и некачественное поле. Понимаю, что все это звучит, как оправдания, но я как раз не хочу оправдываться, надо признать, что до перерыва мы сами были «никакими». Однако во втором тайме все-таки собрались и сравняли счет. Потом случились индивидуальные ошибки и в итоге уехали домой с дефицитом в один мяч.
- Не самый плохой результат, особенно с забитым голом.
- Но и не самый хороший. Ехали-то не за ним. Хотя по течению игры, наверное, этот счет можно было посчитать приемлемым.
- Смотрите, как получилось: «Оренбург» сыграл в гостях вничью и вылетел, вы проиграли, но в итоге осталось…
- Когда я узнал итог второй встречи в паре «Оренбург» - «СКА-Хабаровск», то испытал настоящий шок. Оренбуржцев, ведь, в отличие от нас, все оставляли в премьер-лиге. На самом деле ничья в гостях – очень коварный результат. У тебя, вроде бы, есть подушка безопасности, ничего форсировать не нужно. И это может расслабить. А если забивать надо кровь из носу, ни о какой осторожности уже не думаешь, идешь на поле и лезешь вперед. Вылет «Оренбурга», кстати, меня еще больше мобилизовал, хотелось доказать, что мы способны подтвердить свой статус команды премьер-лиги.
- Какие выводы были сделаны в вашей команде после матча в Красноярске?
- Самые простые: дома так играть нельзя. Мне кажется, что полученная встряска сделала ребят еще более собранными, но в то же время сняла излишнюю нервозность. Все выходили биться.
- После забитого мяча стремление «лезть вперед» улетучилось?
- Нет, мы не решили с середины первого тайма сохранять результат, просто «Енисей», который, вполне возможно, приехал оберегать фору, понял, что сзади теперь не отсидишься. И игра приняла обоюдоострый характер.
- При этом вы снова пару раз выручили команду в безнадежных ситуациях – один выход Самодина чего стоил.
- Опять-таки – не без удачи, но справиться удалось.
- В последние минуты матча мандраж был большим?
- Мандраж? Лично я наоборот старался только сконцентрироваться. Никаких эмоций не допускал.
- Но не у всех же ваших партнеров столько опыта?
- Да, наверное, отсюда и оплошности. Но заметьте – в концовке мы отодвинули игру от своих ворот, более того, Горбатенко мог забить. И, конечно, огромная благодарность – нашим болельщикам. На стадионе собралось около 15 тысяч человек, они буквально вдыхали в нас силы и эмоции. Скажу вам, что я много где поиграл, но Тула – один из самых футбольных городов. Атмосфера на стадионе просто потрясающая. Слава богу, что мы свою задачу решили и не оставили город без премьер-лиги.
- Поле после пост-спартаковской вакханалии было в порядке?
- Никаких проблем. И ворота поменяли, и газон в норму привели.
- Судя по послематчевой пресс-конференции вашего главного тренера Сергея Кирьякова состояние внутри «Арсенала» перед решающей игрой было наэлектризованным. Я даже сейчас не о смысле сказанного, а о самом выплеске накопившихся эмоций…
- Это сугубо индивидуальная реакция. Конечно, напряжение зашкаливало, но какого-то общего стресса не ощущалось.
- А после победы дали волю эмоциям?
- Я лично скорее почувствовал опустошение – это была не запредельная радость, а осознание выполненного долга. Да и скажу честно – мои амбиции простираются чуть дальше, чем борьба за выживание.
- Как расстались с командой после победы?
- Все обнялись, пожелали друг другу хорошего отдыха, а мне – удачи в сборной. Сейчас вот еду в национальную команду и все мысли – уже о ней. Отчитался вам (улыбается) и теперь забуду обо всем остальном, кроме сборной.
- Вызов в нее стал для вас неожиданностью?
- После объявления списка – конечно. Я же заменил травмированного Андрея Лунева. Не скрою, звонок Гинтараса Стауче приятно удивил.
- С какими чувствами отправляетесь в расположение национальной команды после долгого перерыва?
- С самыми позитивными, с настроем помочь команде в каком бы то ни было качестве. Наша сборная может и должна вернуться на высокий уровень. Главное – объединиться и двигаться в правильном направлении.
- Готовы к конкуренции?
- Не был бы готов, не ехал бы.