Характеристики этапов развития. Часть 2-я

23 ноября 2011

Доброе утро! Мы продолжаем разговор о детско-юношеском футболе и характеристике этапов развития.

В течение периода с 13 до 19 лет, в особенности на его начальных этапах, происходят определенные изменения в организме, которые, кстати, у девочек наступают немного раньше, чем у мальчиков. Это называется периодом полового созревания. Последствия этих изменений, происходящих с каждым ребенком, не являются одинаковыми для всех детей. Наибольшая перемена, происходящая в начале возрастного периода U14 - U19, заключается в том, что организм ребенка начнет преобразовываться в организм молодого мужчины или молодой женщины. С одной стороны, можно говорить о так называемом ростовом скачке, при котором к тому же у девочек увеличивается вес и объем тела, что становится заметно для окружающих и, что немаловажно, для самого человека. С другой стороны, менее заметно для окружающих происходит постепенное развитие половых признаков. Эти изменения на данном этапе активизируются повышенным вырабатыванием гормона тестостерон, который стимулирует рост. В особенности кости начинают расти намного быстрее.

Последствия могут быть достаточно неприятными, в том смысле, что может нарушиться как координация в повседневной жизни (спотыкаться, ронять вещи, ударяться головой), так и футбольная координация. Годами выработанное равновесие при обращении с мячом и других футбольных действиях в большинстве случаев неумолимо нарушается, и люди даже иногда умудряются, образно говоря, споткнуться о среднюю линию. Сама неуклюжесть. Эта неуклюжесть влияет на то, как ведет себя человек по отношению к окружающим. Он не знает, что поделать со своим ростом и своей нескладностью. Иногда это выливается в определенную, зачастую несправедливую, реакцию в сторону родителей, братьев, сестер, друзей и подруг, учителей, тренеров и других.

Помимо изменений, происходящих в организме в основном в биологическом плане, в течение возрастного периода U14 - U19 также происходят перемены и в социальной жизни. Конечно, здесь тоже имеют место большие индивидуальные различия, но, в общем и целом для каждого ребенка наступает момент, когда он начинает в некотором смысле отделяться от своих родителей. Тогда как в возрастной категории U6 - U13 папа или мама буквально за руку (или на машине, или сзади на велосипеде) водят ребенка в футбольную школу (а, зачастую, и в школу, на плавание, на детский праздник), у ребят в возрастной категории U14 - U19 скорее возникает потребность в "заинтересованных", "присматривающихся" и "прислушивающихся" родителях. У детей появляется собственное представление о своем окружении. Иногда это ведет к тому, что дети стремятся лишний раз проявить себя, утвердиться, но есть также те, кто "прячется". Все дело в том, как воспринимается "я и окружение". Чувствую ли комфорт и удовлетворенность по отношению к себе, не боюсь ли я сложностей, или же мне необходимо снова учиться использовать новые возможности, шансы и справляться с новыми проблемами? Или же я вообще не вижу себя в том, что мои родители когда-то для меня выбрали (например в футболе)? Короче говоря, непростой жизненный этап, на котором с детьми происходит множество вещей. 

Естественно, футбольный клуб должен реагировать на подобные характерные для развития детей черты и, в особенности, проявлять терпение до того момента, когда снова будет найден некий баланс. Только тогда можно вновь отрабатывать и вести осмысленный разговор о процессе построения команды. При этом опять же необходимо понимать, что некоторые дети проходят этот этап быстрее, некоторые медленнее (особенно мальчики), а некоторые вообще без "повреждений". Тренерам, работающим с возрастной категорией U14 - U19 важно понимать, что необходимо крайне осторожно определять уровень нагрузки для игроков из-за уменьшенной способности их организма переносить нагрузки. В общем и целом можно придерживаться правила, что специфическая футбольная функциональная подготовка должна применяться только после завершения ростового скачка.

Возрастная категория U14 - U15
Эта категория отличается тем, что у детей начинает формироваться собственное мнение. Они больше не принимают просто так все, что им говорят. Проявляется стремление к самоутверждению и к сравнению себя со сверстниками. Тренер уже не сможет добиться того, что хочет, с помощью исключительно инструктажа и заданий. То, что постепенно начало развиваться в предыдущих возрастных категориях, а именно умение вместе обороняться и вместе атаковать, приобретает, чем дальше, тем больше все более отчетливые очертания.  Развивается чувство правильной игры головой, более целенаправленной игры головой, как в защите, так и в атаке. Появляется понимание необходимости тренироваться для того, чтобы прогрессировать. Функция и надобность разминки также становятся понятней. Большие различия (ростовой скачок) между игроками в команде требуют более гибкого подхода в плане нагрузок (из-за способности организма переносить нагрузки).

Возрастная категория U16 - U17
Этот этап также характеризуется последствиями больших перемен в организме. У мальчиков продолжается увеличение роста, а девочки зачастую уже прекращают расти в длину и начинают иногда прибавлять в весе. Все признаки периода полового созревания, такие как апатия, инертность, иррациональность и капризность проявляются как у мальчиков, так и у девочек. Ребята часто задаются вопрос "почему". В этой возрастной категории зачастую закладываются основы для развития чувства собственной ответственности и понимания командных приоритетов. Стремление к победе, в особенности у мальчиков, преобладает. Девочки же, кажется, способны придавать победе относительное значение. Фанатичное отношение может привести к конфликтам с партнерами по команде, соперниками и руководством. В матче игрок возрастной категории U16 - U17 иногда пробует исполнить приемы, которые приносят мало пользы команде. Зачастую, подкат выполняется чуть с запозданием, а ведение мяча затягивается чуть дольше нужного. Это этап, на котором можно пробовать вещи, присущие индивиду. Своего рода "доработка" путем падений и подъемов. Стремление доказать и проявить себя является важным стимулом. Тренер должен стратегическим образом попробовать сформировать из действий этих игроков некое командное достижение. Матчи в данной возрастной группе часто характеризуются высоким темпом игры, из-за чего совершается много ошибок и ненужных нарушений правил.

Возрастная категория U18 - U19
На данном этапе восстанавливается баланс между индивидом (в физическом плане) и его окружающей средой. Становиться понятно, кто может соответствовать требованиям этого вида спорта на высоком уровне, а кто нет. Решение о том, продолжать ли дальше интенсифицировать занятия футболом или остаться играть на более низком уровне для удовольствия, принимается как раз на данном этапе. В футбольном плане продолжается развитие специализации по конкретным задачам на поле. Игрок в возрастной категории U18 - U19 еще не достиг совершенства (кто может вообще этим похвастаться?), но, тем не менее, лучше умеет справляться с элементами противодействия и сложностями в игре.

Беспокойный, слишком быстрый темп игры, который так характерен для игры ребят в категории U16 - U17, сменяется лучшей коммуникацией и контролем, как на словах, так и на деле. Наблюдение друг за другом и комментарии к действиям партнеров также становятся более детальными и более направленными на коллективный результат. Происходит развитие мышечной массы и нормализация пропорций организма. В футбольном плане происходит развитие командного мастерства. В центре внимания больше находится не индивид, а тот вклад и те качества, привносимые каждым игроком, которые нужны для наиболее оптимального командного результата. Наивысшая сложность для тренера заключается в том, как добиться от одиннадцати игроков одинакового восприятия и толкования игровых ситуаций, а также наиболее эффективных действий, в зависимости от их позиции на поле (например: нападающий прессингует начинающего атаку крайнего защитника соперника, полузащитники перекрывают возможности для передачи, крайний защитник на другом фланге страхует центральную зону, а вратарь ждет длинную передачу). Подобная "доработка" является сложной задачей для каждого тренера, но и для игроков служит мотивацией показать себя с наилучшей стороны. Естественно, по окончании этапа U18 - U19, когда приходит время сделать шаг во взрослый футбол, процесс обучения не прекращается. Всегда и везде, применительно ко всем, процесс постоянного ознакомления, развития и адаптации не знает границ. Когда игрок прощается с юношеским футболом, возникают новые цели. Для кого-то это место в составе первой команды (опыт которой иногда уже получен в возрасте U18 - U19), для кого-то это привыкание к мысли о том, что придется играть на более низком уровне, а для кого-то работа или учеба постепенно вытесняют футбол с первого места. Кто-то еще возможно решает пройти обучение на детского тренера или арбитра.

После фазы юношеского футбола все игроки разбредаются по разным командам, и иногда начинают скучать по друзьям, по чувству защищенности и доверия. С этим ничего не поделаешь, наступает пора реализовывать собственные планы, в том числе и в футболе!

Все футболисты разные

Футболисты играют друг с другом и друг против друга таким образом, что:

• в игре присутствуют все игровые характеристики
• происходит процесс обучения футболу
• игроки получают удовольствие от игры

Для обеспечения этих условий футболисты подразделяются на категории, на основании их календарного возраста, как обсуждалось выше. В рамках этой "честной" и объективной структуры возрастных категорий можно, однако, сделать некоторые пометки. В практике детско-юношеского футбола оказывается, что разделение на возрастные категории, как указано выше, для некоторых футболистов еще не является наиболее оптимальным. Это связано с тем, что в рамках определенной возрастной категории между игроками существуют слишком большие различия в уровне мастерства. В результате исследований ("изучение ростового скачка" и "эффект месяца рождения", Р. Верхейн, 2005) было установлено, что при существующей системе возрастного подразделения условия для развития футболистов (в категориях U12 - U17), рождающихся в последнем квартале года (с октября по декабрь), менее оптимальны, чем у их сверстников, которые рождаются в первые месяцы года.

Если исходить из того, что каждый месяц рождается одинаковое количество талантливых игроков, то распределение месяцев рождения в течение года в командах, составленных из талантливых игроков, должно было бы быть пропорциональным. Однако это не так! Оказывается, что талантливые игроки, рождающиеся в последний квартал года, имеют гораздо больше шансов получить травму, как следствие пропускают больше тренировок и игр, и в результате раньше выпадают из категории талантливых игроков. Это пример из практики обучения молодых талантливых игроков в детско-юношеских соревнованиях высшего уровня. В Голландии эту проблему решили таким образом, который принимает во внимание большие различия между игроками в этой возрастной категории. В качестве меры для сохранения как можно большего количества талантов, чемпионат для возраста U14 - U15 был адаптирован: была создана отдельная категория U14. В результате существенно сократились различия, существовавшие в рамках одной возрастной категории. Вместо различий в рамках 24 месяцев, теперь только в рамках 12 месяцев. Талантливые футболисты получают больше возможностей развивать свое мастерство в 12-месячных возрастных категориях. Что ведет к более высокой эффективности программ обучения молодежи!

Реклассификация
Другим примером того, как лучше научиться адаптировать практику футбола к детям является политика, проводимая в возрастных категориях U6 - U13. Она заключается в том, чтобы найти команде подходящий уровень для выступления. На основании выступления команды в так называемой "осенней серии" происходит реклассификация перед "весенней серией". Таким образом, реализуется принцип некоего равенства команд как основа для осмысленного, имеющего значение матча.

Равные возможности для девочек
Принцип как можно большего создания условий "под заказ" применим как для мальчиков, так и для девочек. Однако в результате определенных исторических факторов (признание девушек и женщин футбольным сообществом) и вытекающего из этого численного отставания в сравнении с мальчиками и мужчинами, на практике оказывается очень сложно создать для девочек равные возможности для развития по сравнению с мальчиками. Не так давно встречались еще случаи, когда 8-летним девочкам приходилось играть в одной команде с 28-летними женщинами из-за отсутствия нужного количества игроков. Принцип в то время (закрепленный даже на уровне регламента) гласил "смешанный футбол не нужен". Мальчики с мальчиками, девочки с девочками. К счастью, за последние десятилетия здесь произошли определенные изменения. Шаг за шагом менялись регламенты, и теперь мальчики и девочки могут играть в футбол друг с другом и друг против друга. С точки зрения ответственности за индивидуальное развитие в детско-юношеском футболе, как у мальчиков, так и у девочек теперь есть возможности для оптимального развития. Для кого-то это еженедельные матчи в свое удовольствие, а кто-то пытается добиться цели тратя много времени и усердно тренируясь. Главным принципом и одновременно критерием проверки возможности совместной игры мальчиков и девочек является потенциал футбольного мастерства. Другими словами, роль, которую выполняет игрок в рамках команды, зависит не от пола, а от того, как осуществляется вклад в достижение командного результата. Вследствие различий, в особенности физических, между мужчинами и женщинами в процессе совершенствования и выхода на высший уровень (для мужчин это уровень профессионального футбола, для женщин –  пока еще любительский уровень национального первенства и национальная сборная) происходит разделение и каждый находит свое место.


Игроки, раскрывающиеся раньше/позже

Отдельно от разделения на возрастные категории и их различные усовершенствования и адаптации, существует также феномен раньше/позже раскрывающихся игроков. Как известно из психологии развития, а также из практики, есть дети, которые в определенном возрасте, на определенном этапе своего развития что-то очень хорошо умеют и которых их окружение называет талантливыми, а есть те, которые на том же этапе незаметны, но в последствии догоняют и даже обгоняют других. Очень характерны примеры детей, которые в юном возрасте настолько доминируют на поле и вносят такой вклад в результат матчей, что другие игроки на их фоне уходят на второй план. Зачастую это связано с тем, что такие игроки настолько физически развиты, что могут влиять на результат матча. При этом важно определить происходит ли это исключительно за счет его физических данных или же также можно говорить о проявлении футбольных навыков и понимания с мячом и без мяча.

Иногда случается, что раннее отличие от остальных происходит не вследствие физических данных, а благодаря огромному желанию проявить себя, подвижности или отличному контролю мяча. С другой стороны, слишком часто у игроков лишь в более позднем возрасте появляются или развиваются качества, которые раньше были у них незаметны. Часто это связано с тем, что в чуть более позднем возрасте (U18 - U19 или на взрослом уровне) требования к игре на конкретной позиции, с конкретной задачей, в рамках конкретной командной расстановки являются ключом к развитию определенных качеств и навыков. В меняющихся условиях человек проявляет гибкость и подстраивается под новые условия. Из этого тренер должен усвоить, что мастерство игрока не является постоянной величиной. Тот уровень мастерства, который игрок демонстрирует в конкретных обстоятельствах на конкретном этапе своего развития не является по определению гарантией того же на протяжении нескольких лет или всего процесса обучения в детско-юношеском футболе в целом. Это и есть проявление феномена раньше/позже раскрывающихся игроков.


Характеристики этапов развития и их последствия в процессе обучения в детско-юношеском футболе

Обсуждавшиеся выше характеристики игроков, подразделенные на разные категории, должны придавать направление всему процессу обучения в детско-юношеском футболе. Эти характеристики находящихся в процессе развития детей и подростков позволяют понять какие существуют ограничения, барьеры, а также возможности для обучения детей футболу. Это заставляет тех, кто отвечает за детско-юношеский футбол (руководителей, профессионалов, тренеров) задуматься о том, как различные мероприятия задумываются, организуются и проводятся. Какова функция еженедельной игры в чемпионате? Какая форма игры применяется в различных возрастных категориях? С какими правилами? Каким образом юные игроки обучаются навыкам, необходимым в футболе, как упростить игру в футбол и в каком порядке (методике) преподавать все это? Какой подход наиболее применим к той или иной возрастной категории? Что от детей можно требовать/ожидать в разных возрастах? Короче говоря, множество вопросов, на которые надо найти ответ, чтобы целенаправленно и эффективно наполнять содержанием процесс обучения в детско-юношеском футболе. Эти вопросы относятся также и к процессу формулировки целей для каждой возрастной категории, при котором необходима еще более детальная проработка содержания, важных аспектов и подхода.


Педагогика в футболе, что это такое?

Как уже было подробно описано в главе 4, обучение детей и подростков футболу означает, что по определению присутствует педагогическая ответственность. Эта ответственность включает в себя обеспечение правильного и ответственного процесса обучения детско-юношескому футболу. Важными составляющими понятия "ответственный" являются:

1. Все делается на благо ребенка
2. Равноценное отношение к каждому ребенку
3. Каждый ребенок уникален
4. Футбольное развитие в контексте общего развития
5. Обеспечьте безопасность и здоровье
6. Не слишком раннее, а постепенное развитие специализации
7. Возможности для самосовершенствования
8. Умение воспринимать мир глазами ребенка на определенных этапах
9. Обеспечьте возможность участия для всех детей
10. Критериями проверки педагогически ответственной футбольной политики являются вопросы:
- Присутствуют ли в игре все игровые характеристики?
- Происходит ли процесс обучения футболу?
- Получают ли игроки удовольствие от игры?

Таланты в футболе: кто они, как и где их распознавать?

Мы продолжаем говорить о характеристиках детей и подростков. Характеристикой, которую ищут в спорте в целом и в футболе в особенности, является благословение талантом. Что же это все-таки такое "талант"? Существует огромное множество описаний и определений данного понятия. В футболе не так то и просто сходу объяснить, что такое талант. Прежде всего, футбол это командный вид спорта. Оценка игроков всегда связана с конкретным командным контекстом и уровнем мастерства. В отличие от индивидуальных видов спорта, в которых зачастую на основании более объективных критериев, возможно после тестирования и измерения, можно определить владеет ли спортсмен необходимым потенциалом, чтобы впоследствии добиться успеха в этом виде спорта. Это также касается и таких командных видов спорта, как волейбол или баскетбол, в которых рост является важным условием для достижения высокого уровня. Исключением являются игроки, имеющие редкую предрасположенность к роли плеймейкера (необходимые условия при этом – умение читать игру и реакция). В гимнастике необходимым условием является определенный уровень гибкости/подвижности тазобедренного сустава, чтобы вообще выполнять упражнения на полу (шпагат и т.д.) и на перекладине. В футболе различные характеристики и особенности игроков могут быть объединены в хорошо функционирующую команду. Под девизом: "целое больше, чем сумма его частей".

Талант в футболе проявляется, когда игрок показывает выдающийся уровень мастерства по отношению к партнерам и соперникам и в рамках данного уровня мастерства. Талант проявляется не один раз, а на протяжении, например, всего чемпионата или нескольких лет. Выдающийся уровень мастерства является не случайностью, а более или менее стабильным фактором. Такой человек может по праву называться талантливым. Спорт, в общем, построен таким образом, что уровень мастерства развивается по принципу пирамиды. Если кто-либо в определенный момент на определенном уровне в рамках этой пирамиды демонстрирует выдающийся уровень мастерства, то он, с помощью селекции переходит на более высокий уровень в пирамиде. На этом более высоком уровне, при лучших партнёрах и соперниках, вновь станет понятно сможет ли он демонстрировать показываемый ранее выдающийся уровень мастерства. Таким образом, все меньше и меньше талантливых игроков продвигаются дальше, до тех пор, пока не достигнут максимально высокий уровень.

В Королевской Ассоциации Футбола Нидерландов весь этот процесс происходит в рамках системы отборочных моментов на различных уровнях этой футбольной пирамиды. Основу составляет клубное первенство в различных возрастных категориях, подразделенное на различные уровни мастерства. С 12 лет у мальчиков и с 13 у девочек начинается процесс целенаправленного отбора тех, кто выделяется на фоне других. Из этих игроков составляются региональные сборные в рамках одного округа (всего 6). По окончании периода тренировочной и соревновательной деятельности, снова происходит отборочный момент и из этих региональных сборных отбираются окружные сборные. Таким образом, в каждой возрастной категории (начиная с U12 у мальчиков и U13 у девочек) образовывается по 6 окружных сборных, каждая из которых состоит из 18-20 талантливых игроков, т.е. примерно 120 игроков, которые "всплывают на поверхность". И вновь в течение всего этого процесса отбора ранее отобранные талантливые футболисты демонстрируют, что они либо уже находятся на пике своих возможностей (на тот момент) либо способны проявлять выдающийся уровень мастерства даже и на данном высоком уровне. В конечном итоге, наилучшие на тот момент игроки отбираются на высший уровень, а именно национальные юношеские сборные (U15, U16, U17, U18, U19, U20, U21, U23).

Это все еще не дает гарантию того, что игроки, достигшие столь высокого уровня, на протяжении всей своей карьеры будут выступать на высшем уровне. Прежде всего, национальные сборные будут, в свою очередь, соревноваться с наилучшими из других стран. Некоторые сборные участвуют в европейских соревнованиях, и в случае успешного выступления, переходят оттуда на общемировой уровень. Здесь игроки также будут отличаться со знаком плюс или минус. Случайности и непредсказуемость, в том числе, определяют использует или упускает ли команда шанс пройти дальше. Наличие талантливых игроков может из года в год оказывать положительное или отрицательное влияние. Благодаря одному или нескольким одаренным игрокам большое количество их партнеров, в результате успешного выступления в соревнованиях, могут принять участие в финальном турнире на европейском или мировом уровне. Таким образом, исключительно талантливым игроком является тот, кто на протяжении многих лет (например, с возраста U12) выделяется на фоне остальных выдающимся уровнем мастерства. В футболе, выдающийся уровень мастерства как критерий таланта означает, что во всех футбольных действиях (с мячом и без мяча, понимание игры, коммуникация с партнерами, мало травм, вести за собой партнеров и оказывать на них положительное влияние) просматривается стабильно высокий уровень, что оказывает на результат матчей очень большое влияние.


В следующей записи, под названием "Тренировочный процесс юных футболистов: где он происходит?", речь пойдет о тех местах и моментах, где тренер может оказывать влияние на игроков, членов штаба и других.

0