В своих блогах относительно обучающего процесса в футболе Берт Ван Линген дает ясно понять, что данный процесс одинаков - как для мальчиков, так и для девочек. Как бы то ни было, в прошлом девочки не могли начинать играть в футбол в юном возрасте, что тормозило их процесс обучения. Часто инфраструктура была и, к сожалению, остается недостаточно развитой для оптимального обучения. Таким образом, девочки, которые желают играть футбол, могут это сделать только в женской команде. Или не играть вообще. Никто даже не думал рассматривать вариант игры с мальчиками. Независимо от возраста, уровня, амбиций или таланта, девочки играли и играют с девочками просто, потому что они все с «хвостиками». Очень часто шестилетней девочке приходится играть с пятнадцатилетними. Бывает и хуже, когда в составе взрослой женской команды играет одиннадцатилетняя девочка. Как правило, такое происходит из-за нехватки игроков, и лишь иногда, из-за того что девочка действительно талантлива…
В одних странах для смешанного футбола установлен возрастной лимит до 12 лет, в других - до 14, 16, 19 или вообще без ограничений по возрасту. Невозможно установить определенный возрастной лимит, чтобы он соответствовал культурным и другим интересам всех стран. По этой причине, в данном пассаже описаны факты и мысли о смешанном футболе с объективной точки зрения, основанные на исследованиях. Цель всего этого – сделать так, чтобы решения относительно смешанного футбола принимались на основе культурных и практических возможностей.
Культурной загадкой остается следующее: люди считают, что в вопросах, касающихся спорта, важно разделять детей по половому признаку. Несмотря на то, что на протяжении десятилетий в большинстве стран мира в школах все классы смешаны, включая уроки физкультуры. Все дисциплины, направленные на развитие детей, доказывают, что в возрасте 8 лет у мальчиков и девочек больше общего, чем, скажем, у восьмилетнего мальчика и у пятнадцатилетней девочки. И наоборот. По этой причине в школах детей разделяют не по полу, а по возрасту или по уровню развития, как в младших классах, так и в старших.
А вот в спорте здравый смысл остался в стороне. По всему миру родители думают, что их детям будет веселее играть с товарищами по команде того же пола, даже если разница в возрасте составит 5, а то и все 20 лет! В ФИФА рассматривают данную практику через призму анализа процесса обучения. Внешние различия между мальчиками и девочками не должны больше являться основополагающим фактором в политике развития молодежного футбола. Возраст, уровень, амбиции и талант ребенка – вот что должно быть решающими факторами. Вопросы, которые освещал Берт Ван Линген в своем недавнем блоге, можно применить для определения политики развития молодежного футбола:
1. происходит ли процесс самой игры?
2. происходит ли процесс обучения в игре?
3. получают ли игроки удовольствие от игры в футбол?
Не пол человека, а его индивидуальные возможности определяют атмосферу в смешанных командах.
Что такое смешанный футбол?
Смешанный футбол включает в себя все формы соревнований, во время которых мальчики и девочки могут играть друг с другом. Пол игроков не является критерием во время распределения определенных игровых состязаний в команде. Лиги формируются на основе уровня команды. Качество исполнения – вот главный критерий в футболе; так почему же к девочкам это не относится?
Некоторые начинаю предполагать, что больше девочки уже не сыграют друг с другом. Это не так. Команды мальчиков и команды девочек, как и обычно, могут играть друг против друга в смешанной лиге. К примеру, если две команды девочек, благодаря своему уровню исполнения, попали в лигу, где одни команды мальчиков, то такая лига тоже классифицируется как смешанная. Эти две команды девочек могут, к примеру, сыграть друг с другом в субботу, при этом по-прежнему оставаясь в группе смешанного юношеского футбола. В смешанных юношеских футбольных лигах распределение игроков идет не по половому признаку, основывается на их возрасте и уровне.
В смешанных футбольных лигах можно выделить следующие варианты игры:
• команда мальчиков против команды девочек
• смешанная команда против команды мальчиков
• смешанная команда против команды девочек
• смешанная команда против смешанной команды
• команда мальчиков против команды мальчиков
• команда девочек против команды девочек
В моей родной Голландии смешанный футбол является наиболее проверенным и развитым. Так что его можно использовать для объективной оценки игроков без субъективных предположений. В этой стране мальчики и девочки могут играть друг с другом в лигах до 19 лет, в любой юношеской категории и на взрослом уровне в лигах. В Швеции, к примеру, в смешанный футбол играют на всех уровнях без ограничений. Правда, в Швеции потребность у девочек играть в футбол ниже, таким образом, профессионализм смешанной команды не такой, как в Нидерландах. Я была вовлечена в весь процесс развития смешанного футбола и, пользуясь возможностью, хочу поделиться своим опытом с вами.
Опыт смешанного футбола показывает, что до 11-летнего возраста отбор игроков не должен основываться на половом аспекте (опять же, если нет объективных культурных барьеров). Начиная с U-13 клубы должны отправлять команды девочек в женскую лигу. Однако если каждый клуб или спортивная школа может предоставить возможность девочкам и мальчикам работать вместе, поддерживая их желание развиваться, то ребятам не обязательно будет делиться по полу.
Также лига U-10 может состоять только из женских команд, и это только потому, что их уровень подготовки соответствует требованиям соревнований. В других случаях, лиги U-8, U-10 и U-12 только для девочек создаются по инициативе взрослых, а не детей. Начиная с U-13 должны появляться специальные упражнения для девочек, потому что в этом возрасте разница в том, у кого какие перспективы, становится очевидной. Конечно, мальчики и девочки должны иметь возможность записываться в смешанные юношеские лиги, если это не противоречит исторически сложившимся устоям данной местности.
Происхождение, предпосылки и изучение смешанного футбола
Начиная с 13-летнего возраста, у детей проявляется разница в восприятии футбола. Часто мальчики и девочки просто любят играть в футбол для развлечения. Одни подростки хотят играть в смешанной команде, в то время как другие все равно предпочитают играть со сверстниками своего же пола. Существует устоявшееся недопонимание того, что в смешанном футболе хорошего результата могут добиться только самые талантливые девочки. В связи с таким не совсем правильным представлением упускается много шансов. Дело в том, что подростки должны получать удовольствие от самого процесса футбола. Позитивный эффект смешанного футбола на социальное (футбольное) развитие ребят не должен недооцениваться.
Бывают ситуации, когда подростков сложно контролировать, и тогда речь уже не идет об игре в футбол. В смешанном футболе такие проблемы редко случаются, потому что отбор игроков идет на основании только возраста и уровня. Игроки в смешанных командах стимулируют друг друга на поле. Более амбициозные девочки и мальчики стараются не упускать возможность как можно быстрее научиться играть на собственном высшем уровне, в независимости от состава их команды.
Для обеих категорий важен уровень участия и развития мастерства, и смешанный футбол дает такую возможность. Особенно важен этот фактор для девочек, потому что в смешанных командах они могут играть со сверстниками на подходящем им уровне.
Исследования показывают, что даже для талантливых мальчиков в категориях U-14 и U-16 смешанный футбол позитивно влияет на их футбольный процесс развития, в частности, потому что девочки раньше взрослеют, у них лучше развивается тактическое мышление и понимание игры в целом. Таким образом, парни стараются соответствовать их уровню.
С другой стороны лиги только женских, в отличие от нестандартных, команд лучше развивают амплуа игроков. Девочки, которые играют друг с другом, как правило, согласны с тем, что в основном из мальчиков получаются футболисты лучше. Девочки, играющие в смешанных командах, чаще развивают свои личные таланты и в целом имеют лучшее представление о самих себе. Кимберли (13 лет) сказала: «Если вы на протяжении долгого времени играете с мальчиками, то нет никакой разницы. Мы так же сильны, так же хороши, мы одинаковы».
Все это влияет и на штаб команды. Тренеры смешанных команд более сдержаны в своих высказываниях.
Оказывается, что мальчики и девочки в смешанных командах ведут себя достойно, в позитивном ключе - как на поле, так и вне футбола. В частности, мальчики становятся более социально-ответственными в игре и вне поля. Таким образом, девочки вносят позитивный вклад в развитие футбола в целом. Боязнь того, что парни хуже будут готовиться к будущим выступлениям (на высшем уровне) прошла, и становится очевидно, что мальчишки и девчонки только помогают друг другу развивать личные качества. Бытует заблуждение, что девушки тормозят развитие парней. Однако доказано обратное.
Смешанный футбол. Факты
Общее:
• Не существует разницы между талантливыми мальчиками и девочками, мужчинами и женщинами
• Девочки учатся играть в футбол с помощью таких же инструментов и на тех же этапах развития, как и мальчики
• До13 лет, не существует потенциальных различий относительно:
- футбольной деятельности
- понимания игры
- коммуникации
• До14 лет:
- девочки сильнее, быстрее, выше, крупнее, чем мальчики
- девочки более зрелые, чем мальчики
• До16/До18:
- мальчики становятся сильнее, быстрее, выше и крупнее, чем девочки от 14/15 лет
- девочки в этом возрасте более зрелые, у них отлично развита тактика, в результате чего они компенсируют недостаток физических данных своими целенаправленными действиями
• Смешанный футбол позитивно влияет как на саму игру, так и на общее развитие мальчиков и девочек, потому что каждый привносит свои ценности в общее дело
Результаты исследования
Технические аспекты в футболе
Девочки, начавшие учиться футболу с детства вместе с мальчиками, будут на том же уровне: на протяжении первых двух лет в младшей категории, девочки чаще лучше развиты (по футбольному), потому что, как правило, у них переходный период начинается и заканчивается раньше, чем у мальчиков.
• Маленькие девочки и взрослые девушки находятся на разных стадиях процесса обучения в футболе, но на одинаковых этапах с мальчиками своего возраста.
• Девочка 15 лет не готова к взрослому футболу. Часто бывает, что она играет во втором составе. Подобная ситуация не будет хорошо отражаться на развитии девочки, так как в физически сильной команде меньше даровитых игроков. В результате она не разовьет свой потенциал.
• смешанный футбол напрямую влияет на развитие женского футбола, как на национальном, так и на международном уровне. 14-17 лет – важный возрастной этап, во время которого талантливый игрок способен оптимально развиваться в рамках клуба или школы.
• 15 летняя девочка может перейти в команду, уровень которой отвечает ее таланту, амбициям и интересам, как в U-16.
• Учитывая тот факт, что 14 летняя девочка, как правило, более зрелая в своем (спортивном) развитие, чем мальчик того же возраста, можно уверенно заявить, что эта девочка внесет позитивный вклад в развитие ребят в команде, где она играет.
• Переход в старшую женскую команду возможен, когда сам игрок к этому готов. Такое возможно даже посреди сезона.
Физические аспекты
• Взрослые футболистки, как правило, выше, сильнее, массивней, чем молодые футболисты. Молодой игрок может быть лучшим в команде, но переход во взрослую команду не будет оптимальным решением для его индивидуального развития. Выступление женской команды может никогда и не быть важнее, чем развитие молодого игрока. Целью молодежного уровня является оптимизация процесса развития игрока, а цель взрослого футбола – результативность в игре.
• Девочки в возрасте 14 лет находятся в процессе полового созревания, и они еще не полностью сформировались. Сложно определить правильный уровень нагрузки во время тренировок женской команды, так чтобы девочки, которые находятся в процессе развития, с ней справились.
Единственная возможность скорректировать уровень нагрузки: пропуск тренировочных занятий, дополнительные паузы во время тренировочного процесса, замена молодых игроков во время матчей (неполные матчи).
Правда такая ситуация не будет являться оптимальной для юного игрока (перенапряжение может быть незаметно, но способно повлечь за собой некоторые травмы: мышечные травмы, перенапряжение сухожилий и суставов, проблемы со спиной, порванные связки). Ко всему прочему юный игрок проведет время на поле недостаточно качественно (тренировки и матчи совместно). Игра или тренировка девочек с командой лучше влияет на развитие в этом возрасте.
• Девочки в возрасте 12-14 лет, в основном выше, сильнее и более выносливые, чем сверстники мальчики. Эта разница компенсируется, когда парням исполняется 14-16 лет.
• Статистика: Девочки, которые играют в смешанный футбол, значительно реже получают травмы, чем те, которые играют только в женских лигах!
Педагогический/ физиологический аспект
• Смешанный футбол позитивно влияет на развитие мальчиков и девочек, так как является более цельным и разнообразным. Это сравнимо со смешанным образованием, которое привело к исчезновению школ отдельно для мальчиков и для девочек по всему миру.
• Персональное развитие (спортивное) со сверстниками является наиболее сбалансированным, так как, в этом случае, ребёнка не вынуждают подстраиваться под более взрослых ребят.
• Девочки сами хотят (продолжать) играть с парнями сверстниками. Девушки ясно знают, чего они хотят добиться в своей спортивной карьере. Они часто решают довести свою игру до максимально возможного высшего уровня. Инстинктивно они уже сделали выбор в сторону той профессии, которая их интересует. Все это только позитивно отражается на будущем футболе.
• Девчонки, которые играют с парнями, имеют лучшее представление о себе. Они знают, на что они способны и на чем нужно ещё работать, а также, чего они хотят и не хотят. У девочек, которые играют в женских командах намного более расплывчатая самооценка.
Социальный аспект
• Молодежные команды дают детям возможность играть и развиваться со сверстниками (мальчиками и девочками) на протяжении многих лет. Они испытывают чувство причастности к команде.
• Мальчики и девочки в смешанных командах искренне присматривают друг за другом. Какие-либо предрассудки отходят на задний план. Ребята в смешанных командах оценивают друг друга с точки зрения основ футбола, не рассматривая половую принадлежность.
• Такое непредвзятое отношение ведёт к сбалансированной обстановке в команде и, в результате, происходит расстановка приоритетов в пользу командной игры, а не индивидуального исполнения.
Организационный аспект
• Клубы/спортивные школы начинают рассматривать девушек, как постоянных членов команды. Некоторые клубы и спортивные школы в юниорской группе могут столкнуться с нехваткой игроков на поле, а с девчонками они бы заполнили пробелы.
• Такие проблемы, как нехватка раздевалок, поскольку мальчики и девочки должны раздельно принимать душ после матча, должны решаться каждую игру. Зачастую девочки моются уже дома.
• Решение дать девочкам возможность играть с парнями, было следствием резкого увеличения количества девчонок, играющих в Голландских клубах. Кроме того, благодаря смешанному футболу, уровень женского футбола разительно вырос. Это стало основой светлого будущего для женского футбола в Нидерландах, и без смешанного футбола было бы все по-другому!
Смешанный футбол: до какого уровня?
Существует закономерный вопрос, который отражает настоящую заинтересованность детей и подростков - до какого уровня смешанный футбол несет позитивный вклад в развитие игрока (мальчика или девочки)? Все очень просто: нужно ответить на три контрольных вопроса, и все станет очевидным.
1. Происходит ли процесс самой игры?
2. Происходит ли процесс обучение в игре?
3. Получают ли ребята удовольствие от игры?
На все эти вопросы ответ должен быть «ДА!». Что если девочка уже не может придерживаться определенного уровня игры? Всегда ли девушка должна догонять своего соперника и делать подкат, как единственно возможное средство, потому что парни намного быстрей ее?
В таком случае, здесь уже нет самой игры, условия не оптимальны для дальнейшего развития и уже нет шанса на успех. Бывает и такое, что девушку раздражает ребячество парней в команде (в переходном возрасте такое происходит между мальчиками и девочками), вследствие чего она не получает удовольствие от игры. Это выходит на первый план, особенно когда девушка серьезно настроена относительно своей карьеры, возможно, еt уже отобрали в молодежную сборную, и парни еще пока не осознают то, что футбольная карьера не для них.
Данные примеры помогут принять решение относительно: необходимо ли что-то менять или существующая ситуация предоставляет достаточно возможностей для развития? Некоторые возможности:
1. Продолжать играть в команде со своими друзьями.
2. Перейти в другую смешанную команду, в рамках одного клуба/школы или в другой клуб или школу.
3. Рассмотреть переход в женскую команду.
Смешанный футбол - для талантливых игроков
Практика показывает, что самые талантливые девчонки должны как можно дольше откладывать свой переход в женскую футбольную команду. Однако иногда сложно предугадать, как лучше сделать на целый год вперед. Физическое и социальное развитие в индивидуальных случаях сложно прогнозировать. Если команда не предоставляет игрового времени, то необходимо установить какие-то правила относительно перехода девушек из одной команды в другую в межсезонье.
Для игроков и их родителей стало очевидно, что для того, чтоб найти оптимальные условия для игры в футбол, нужна помощь со стороны штаба. Желательно, чтобы член ассоциации играл роль координатора по перемещению игрока. Он будет консультироваться с региональными координаторами и находить оптимальные условия для каждого талантливого игрока. Подобная услуга очень важна для использования преференций, которые дает смешанный футбол.
Размышления
Допустим, что средне размерная спортивная школа регистрирует 8 команд U-12 в сезон, в результате чего детей можно разделить на 1-й и 2-й год в U-12, но намного важней делить по уровню, а не по возрасту. Нам интересно, может ли спортивная школа, в которой всего лишь одна женская команда U-12, предложить те же возможности, что и смешанная команда, куда отбор ведется на основе уровня ребенка и т.д. Поскольку не так много девочек играют в футбол, в отличие от мальчиков, то их можно распределять в команды, где уже тоже идет отбор парней.
Конкретные знания, вместо субъективных ощущений, требуются для распределения девочек по командам. Впрочем, если родители или члены штаба убедят девочку в том, что ей не место в мужской команде, то ей будет сложно испытать все преимущества игры с одинаково талантливыми сверстниками.
Джим Пэрри во время семинара Международной Олимпийской Академии в Афинах (1990г.) сказал: "Зачем женщинам запрещать? Потому что это единственная возможная причина их удержать…"