Характеристики этапов развития

26 октября 2011

Во время работы с юными футболистами для тренера помимо знания футбола и тренировочного процесса незаменимым также является понимание различных этапов развития молодежи. Знание характеристик данных этапов является ключевым фактором - как в процессе обучения молодежи, так и в тренерской практике.

Разумеется, поведение наставника должно зависеть от конкретного этапа развития детей, находящихся в процессе именно футбольного развития, на который также оказывают влияние родители. В то время, как родителям - дома, а учителям - в школе, приходится сталкиваться с различными характеристиками этапов развития детей, для футбольного тренера существует еще и аспект движения и действия в футбольной ситуации. Здесь присутствует своя специфическая проблематика.

Футбол является настолько популярным и широко известным видом спорта, что каждый ребенок старше 5 лет имеет общее представление об этой игре. Мяч разыгрывается ногами, есть партнеры и соперники, можно выиграть, проиграть или сыграть вничью посредством забивания и/или предотвращения голов. Еще есть судья, который следит за исполнением правил. Эта общая структура известна большинству детей по всему миру. Для детских тренеров это является подспорьем и той базой, которую можно развивать дальше.

Задача состоит в том, чтобы на основе популярности и известности футбола - с одной стороны, и характерных черт процесса развития детей - с другой стороны, создать оптимальные условия для обучения. Конечно, это является работой спортивной федерации (РФС), следом за ней - футбольного клуба. Но и сам тренер, действуя в доступных для него рамках (соревнования, тренировочные средства, программы обучения), является важным фактором в достижении этой цели. 

Тренер должен уметь найти нужные слова, придать правильное значение победе и поражению, изменять правила, уделять внимание каждому ребенку и не оставлять в стороне родителей. И, прежде всего, он должен уметь упрощать "взрослый" футбол 11 на 11 в соответствии с особенностями, характеристиками, амбициями и восприятием детей.

Поэтому далее речь пойдет о юных игроках в процессе развития, характеристиках различных этапов развития и о том, что все дети разные (те, кто "расцветают" раньше или позже, талантливые и менее талантливые). И какое значение все это имеет в определении траектории обучения в детском футболе.

На основе данного материала будут рассмотрены действия и функционирование тренера.

Юные футболисты, кто они?

Прежде всего, стоит отметить, что каждый игрок - уникален. Не бывает двух абсолютно одинаковых игроков, ни один игрок не попадает абсолютно точно в какую-либо категорию и не соответствует полностью ее признакам. Основываясь на данном факте, необходимо учитывать в процессе развития игроков их индивидуальные качества, особенности, недостатки и восприятие процесса самими детьми.

Аспект восприятия является для тренера мерилом возможных амбиций ребенка в определенном направлении, его реакции на самого тренера, на тренировочный материал, на клуб, на руководство, и т.д. Один ребенок – шутник, другой часто "спит", третий всегда впереди и постоянно показывает себя с лучшей стороны, четвертый хнычет от любого касания, и его считают плаксой. Еще существуют "маменькин сынок" и "хулиган". Короче говоря, очень разносторонняя компания, у которой все же есть нечто общее - именно игра в футбол. Дети одного возраста (в широком смысле слова) с учетом всех вышеперечисленных индивидуальных различий играют в футбол друг с другом, друг против друга. При наличии очень разноплановых индивидуальных различий у детей, разделение по возрастному признаку в любом случае гарантирует то, что дети находятся на одинаковом этапе развития, физически одинаково развиты и что они воспринимают и чувствуют игру одинаково. С точки зрения создания равных возможностей, разделение по возрастному признаку является первоначальным условием для участия детей, желающих заниматься футболом. Это педагогический принцип!

Кроме этого, появляется все больше и больше знаний и понимания аспекта восприятия футбола и его последствий для процесса обучения. Психология развития и педагогика способствуют накапливанию знаний в этой области. В процессе футбольного обучения молодежи эти знания очень востребованы, как например в нижеследующих конкретных футбольных вопросах:

• Какие правила применимы в том или ином возрасте (аут, офсайд)?
• На каком этапе дети могут взаимодействовать/играть вместе?
• Когда они должны учиться играть головой?
• Когда становится важным элемент тактической схемы?
• Когда становится важным элемент победы в соревнованиях?
• Специализация по конкретным задачам на поле? На каком этапе?
• И так далее

На все эти вопросы и на многие другие тренер должен найти ответы. Более того, ответы на эти и другие вопросы должны найти отражение в формировании его тренерской деятельности. На основе дополнительных знаний о процессе развития детей тренер должен находить правильные решения и действия. Тренерская работа с юными футболистами имеет, таким образом, свои собственные особенности и статус. Все это под девизом:

"Развитие индивида является ключевым аспектом в футболе"

Это, тем не менее, не означает, что тренировочный процесс должен проходить исключительно в индивидуальном режиме. Развитие футбольных навыков (с мячом/без мяча/понимание и коммуникация) происходит всегда в контексте футбола. Это означает стремление реализовать цель игры (=победа) в рамках (какой-либо) команды, с учетом игровых правил. Задача тренера заключается в обеспечении индивидуального развития (необходимых стимулов для развития) в рамках этого контекста.


Различие между возрастными категориями U6 - U13 и U14 - U19

Во всем детско-юношеском футболе существует разделение между возрастными категориями U6 - U13 и U14 - U19. Здесь важно отметить, что данное разделение основывается, с одной стороны, на конкретных характеристиках определенной возрастной категории, а с другой – на адаптированной форме игры. Таким образом, появляется возможность более детально рассматривать различные этапы и характеристики траектории футбольного развития.

В рамках разделения между возрастными категориями U6 - U13 и U14 - U19 можно выделить три этапа развития. Необходимо, однако, адаптировать характерные черты поведения детей на разных этапах развития конкретно к спорту, в данном случае - к футболу. Далее следует разбор характеристик различных возрастных категорий.

U19:  11 на 11
U18:  11 на 11
U17:  11 на 11
U16:  11 на 11
U15:  11 на 11
U14:  11 на 11
U13:  11 на 11
U12:  11 на 11
U11:  7 на 7
U10:  7 на 7
U9:  7 на 7
U8:  7 на 7
U7:  4 на 4
U6:  4 на 4

Возрастные категории U6 - U13

Данные категории охватывают возраста с 5 до 13 лет. В этот период дети сильно меняются. В общих чертах этот процесс сводится к тому, что у детей меняется отношение: они начинают познавать футбол, а не просто играют в него. От игры в вымышленном мире, где "я" в центре всего, к более совершенным навыкам исполнения определенных действий, с целью достижения конкретной цели, зачастую вместе с партнерами. На языке футбола это означает использование мяча как средство играть вместе с партнерами (т.е. учиться атаковать и учиться обороняться). Это глобальное изменение в отношении будет далее детально разобрано по возрастным категориям.

Возрастные категории U6 - U7

Важная характеристика данной возрастной группы заключается в том, что чаще всего родители отдают своих детей на занятия футболом. У детей в возрасте 5-6 лет есть общая картина футбола, но она основана на внешних признаках: клубные цвета, имя игрока, имитация родительских высказываний (любимый клуб и т.д.). Понимание цели игры, правил, структуры соревнований и различных действий и навыков еще отсутствует. Детей в этом возрасте интересует мяч. Там, где находится мяч, должен быть и ты (если конечно родители отдали тебя в правильный спорт). На этом этапе не идет речи ни о каком чувстве взаимодействия. Также нет понимания футбола как игры, где есть единая для тебя и партнеров цель. Игра, упрощенная в этом возрасте до формы 4 на 4, проходит непредсказуемо. Носящаяся орава в майках двух цветов перемещает мяч в определенном направлении. Нет видения партнеров (чаще из-за избытка энтузиазма, чем из-за уровня сопротивления) и соперников. Мяч необходимо пнуть. Контроль мяча ограничивается его пинанием, когда он оказывается на доступном расстоянии.

В самом начале часто не придается внимание даже направлению игры и границам игрового поля. Мяч оказывает чарующее действие. В этом беспорядочном движении дети зачастую причудливым образом падают, чаще всего без серьезных последствий. Своей гибкостью и неуязвимостью они иногда напоминают резиновые мячики. Здесь не место объяснениям, поправлениям ошибок. Дети не должны проявлять длительную концентрацию или слушать истории о том, как надо играть в футбол. Простая организация игры (ограничение игрового поля, 2 ворот, базовые правила, 2 команды, мяч) дает гарантию, что дети будут играть. Только подсказки вроде "играй", "отбери мяч", "вперед", "к воротам" воспринимаются детьми в этой возрастной категории. Другое дело услышат ли они их! И если на тренировке вы не обеспечите мячом каждого игрока, у вас возникнут огромные проблемы!

Возрастные категории U8 - U9

После начального этапа ознакомления с мячом и привыкания к тому, что это такое, как он себя ведет и в каком направлении катится, следует этап, когда к детям начинает приходить понимание структуры игры, наличия на поле игроков в тех же цветах формы и намерений соперника. Вместе с этим продолжают развиваться навыки обращения с мячом. Нет, игрок еще не может сознательно обыграть соперника финтом или отдать пас на ход за спину защитникам, но базовые навыки контроля мяча (прием, пас, ведение, удар) уже вырабатываются. Хотя умения целенаправленно применять эти навыки еще отсутствует. Мяч остается наиважнейшим источником сопротивления, которое необходимо преодолеть. Чувство необходимости совместного решения тех или иных ситуаций медленно вырабатывается, но применение этого принципа в игре осуществляется от случая к случаю. Дети в этом возрасте по-прежнему часто и легко отвлекаются на всевозможные вещи вокруг себя - например, кроличья нора на поле, мама на бровке, пытающаяся сделать фотографию, вратарь, висящий на штанге как на турнике, пролетающий над головой самолет, сирена полицейской машины и многие другие вещи. Дети в этом возрасте "видят очень много по чуть-чуть".

Форма игры для этой возрастной группы – 7 на 7 на полполя в ширину с 2 адаптированными по размеру воротами. Подсказками тренера в этой возрастной категории являются: "смотри, куда отдаешь пас", "не оставайся впереди", "все пытаются отобрать мяч", "не отпускай мяч далеко от себя", "смотри на мяч" и т.д. На тренировках детям предлагается постоянное повторение ситуаций, в которых они часто оказываются в игре (форма 7 на 7). Не заучивать шаблоны или варианты движений, а очень часто сталкиваться с необходимостью решения конкретных ситуаций. Тренер, используя примеры, предлагает варианты решения этих ситуаций: как отдать пас, вести мяч, бить, отбирать, и так далее.

Возрастные категории U10 - U11
Контроль мяча, чем дальше, тем больше превращается из цели самой по себе в средство реализации конечной цели – победы в матче. В данном возрасте появляются первые контуры "чувства команды". Игроки демонстрируют более тесное взаимодействие. Они начинают замечать различия между партнерами, у кого определенные навыки развиты лучше, а у кого что-то (еще) не получается. У игроков появляется более сознательный подход к тренировкам. Дети в этом возрасте в целом способны дольше сохранять концентрацию в том или ином компоненте. Вырабатывается целенаправленность в игре и в тренировках. Принципы командного взаимодействия приобретают больший смысл, что приводит к большему пониманию роли соперника, к таким навыкам, как опека и открывание. В игре (7 на 7) появляется больше понимания и уделяется больше внимания использованию пространства. Не все гоняются теперь одной группой за мячом. Наоборот, присутствует стремление к командному взаимодействию, где все игроки выполняют определенную роль исходя из равномерного распределения их позиций на поле (полполя). Тем не менее никакой сбалансированной командной расстановки пока еще нет. Даже в форме игры 7 на 7 мяч зачастую является чем-то вроде магнита. Мяч все еще слишком сильно притягивает игроков, им пока еще не ясно, что иногда, уходя от мяча, они как раз могут помочь команде/партнеру им завладеть.  

Возрастные категории U12 - U13
Важный этап. Прежде всего, дети начинают все больше и больше сравнивать себя с другими. По сравнению с более ранними этапами, они больше смотрят вокруг себя. Появляется больше понимания того, что нужно улучшать и развивать как собственное, так и командное мастерство. Команда становится все важней и важней. Команда также становится больше и как следствие более непредсказуемой. Форма игры в этом возрасте – 11 на 11. Это заново требует ознакомления и адаптации к новым условиям (большее поле, большие ворота, больше игроков, следовательно, больше вариантов для принятия решений, настоящие правила игры, в особенности офсайд, состав/командная расстановка). На данном этапе наступает время определить примерную игровую специализацию в рамках расстановки 11 на 11 (распределение игроков на поле). Вратари, защитники, полузащитники и нападающие все больше и больше приобретают очертания. Навыки, присущие определенным позициям на поле, проявляются более отчетливо и, как уже было сказано, игрокам требуется какое-то время, чтобы снова почувствовать себя комфортно в новой ситуации. Навыки обращения с мячом, открывания, применение прессинга и все другие футбольные действия становятся более специализированными, в зависимости от задачи. В исполнении требуется больше целенаправленности, точности и своевременности. Принципы атаки и обороны будут, чем дальше, тем больше и лучше определять действия игроков.


В следующем блоге будут рассмотрены старшие возрастные категории:
- U14 - U15
- U16 - U17
- U18 - U19

Мы также затронем такие аспекты, как:
- все футболисты отличаются друг от друга
- игроки "расцветающие" раньше или позже
- характеристики этапов развития и их последствия в процессе обучения детско-юношескому футболу
- педагогика в футболе, что это такое?
- таланты в футболе, кто они, как и где их распознавать?

0