Поговорим о тактических схемах и командной организации

27 мая 2011

Добрый день, друзья! В сегодняшнем блоге мы поговорим о:
 
- Плюсах и минусах разных тактических схем.
- Тактических схемах друг против друга.
- Как сформулировать “футбольную проблему”?

Итак, существует несколько способов организации команды и выбора стратегии. Исходя из реальной ситуации, выбор будет зависеть от следующих критериев:

- качество и уровень игроков
- возраст или стадия развития игроков (в возрастных группах U12-U16 предпочтительней является схема 1-4-3-3, после U16 должен начаться процесс обучения другим тактическим схемам)
- игровая философия клуба или тренера (также традиции, история)
- культура клуба или нации/региона
- результат, важность игры (“мы должны выиграть”/”мы не можем проиграть”)
- стиль игры
- турнирное положение
- счет в матче
- стечение обстоятельств/форс-мажор (красная карточка, травма ведущего игрока, погодные условия, состояние поля)
- финансовые ограничения

После выбора в пользу той или иной тактической схемы, можно определить ее влияние на такие компоненты, как:

- командные функции
- командные задачи
- основные задачи (индивидуальные) – см. предыдущую запись в блоге!
- соответствующие основные футбольные качества/способности (действия с мячом/без мяча, понимание/чтение игры и коммуникация)

Главным критерием в развитии игроков в контексте той или иной тактической схемы является понимание игроками плюсов и минусов этой тактической схемы. Тренер должен уметь руководить/направлять этот процесс.

После обсуждения тактических схем приводится инструмент, с помощью которого игроки могут понять, что от них требуется и над чем они должны работать в рамках определенной тактической схемы. Он называется “как сформулировать футбольную проблему”.

Рассмотрим различные тактические схемы


























Формулировка футбольной проблемы

Формулировка футбольных проблем происходит в зависимости от конкретных характеристик молодых игроков. От той стадии развития, на которой находится молодой футболист (в особенности возраст), зависят их игровые действия, а степень развития определяет в конечном итоге то, как проходит игра.

Тренер помогает научиться контролировать все эти различные действия, которые требуются в игре. В независимости от того, играют ли 4 на 4, 7 на 7 или 11 на 11. У каждого этапа есть свои акценты. Для начинающих футболистов мяч является тем препятствием, с которым необходимо совладать, в то время, как на следующем этапе начальные принципы командного взаимодействия являются усложняющим фактором, усвоение которого требует определенного времени и практики. В дальнейшем эти элементы переносятся на еще более сложную ситуацию 11 на 11. Каждый из этих этапов развития требует ориентации, адаптации и совершенствования действий игроков. Таким образом, независимо от индивидуальных действий игроков в повседневной футбольной практике, содержание тренировочного и тренерского процесса структурируется с помощью конкретных задач, относящихся к конкретным возрастным категориям.

Во взрослых командах игра преследует определенную цель. Тренера в данном случае можно сравнить с капитаном корабля. В силу такой ответственности он заинтересован в том, чтобы как можно быстрее проанализировать проблему в своей команде. Это может быть либо ‘лучше обороняться’ («они постоянно проходят нашу защиту»), либо ‘лучше реализовывать шансы’ («мы 4 раза оказываемся на ударной позиции и ни одного мяча не забиваем»), либо ‘продолжать прессинговать соперника до самого конца игры’ («мы постоянно пропускаем под конец»).

Так или иначе, в большинстве случаев проблема не ограничивается одним игроком (если только игрок специально все время не бьет по своим воротам), а затрагивает всю команду или ее часть. Причем в ситуациях, где по определению имеется соперник. Чтобы осмысленно работать над улучшением взаимодействия, необходимо называть вещи своими именами. Команда должна понять, в чем именно заключается проблема, кто принимает непосредственное участие, в какой момент и на каком участке поля, а также наличие каких-либо еще обстоятельств, которые проблему усугубляют. Взаимопонимание на командном уровне, иными словами – коммуникация. Только в этом случае тренер может ожидать от игроков  отдачи и совместной ответственности в тренировочных ситуациях. Только тогда он может положиться на более качественные действия своих игроков.

И тогда возникает общность в поиске решений. Тогда выступать с полной отдачей в роли соперника не является сложным, поскольку твоя собственная команда от этого получает пользу. И можно привести еще много таких примеров. Действия молодых следует проверять по более общим, относящимся к конкретной возрастной группе, учебным целям. У взрослых акцент гораздо больше делается на правильный выбор позиции для того или иного игрока, извлечение из этого максимальной пользы, исходя из определенной тактической схемы (1:4:3:3/1:4:4:2/1:3:5:2 и т.д.) и командные тактические принципы (запереть на половине соперника/отдать пас в длину поля на нападающего и смещаться выше и т.д.) Исходя из этих ситуаций, тренер постоянно оценивает, насколько игроки стремятся к реализации цели (победа в игре). Это в свою очередь подразделяется на цели командных функций: атака, защита и переход. И в рамках этого еще дальше подразделяется на цели командных задач.

Основные принципы в описании футбольных проблем следующие:

- Проблема должна быть описана с помощью слов, передающих действия (глаголы/описывать реальные, наблюдаемые действия – т.е. не скорость слишком низкая или нет уверенности в себе или не хватает концентрации и т.д., а например защитникам, при развитии атаки, требуется столько времени на обработку мяча, что они не видят моменты, когда нужно отдать пас в длину на нападающих, которые вовремя открываются).

- Игроки должны хорошо распознавать себя в описании той или иной проблемы (называть вещи своими именами).

- Сформулированная проблема должна стать проблемой игроков.

Ниже приводится список элементов описания проблемы в хронологическом порядке, так называемые, 5 вопросов, и пример их применения на практике.

5 вопросов

Основные элементы описания проблемы:
A. Что идет не так по сравнению с поставленной целью (футбольная цель)?
B. Где на поле это происходит?
C. Кто является главными действующими лицами – какие позиции?
D. Когда/в какой момент проявляется проблема?
E. Есть ли какие либо особые факторы, связанные с матчем/обстоятельствами?
(стиль игры соперника, важность матча, счет в матче, погода, состояние поля, и т.д.)

Пример применения 5 вопросов

A. Мы практически не создаем возможностей для взятия ворот при развитии атаки.
B. Когда команда владеет мячом в районе средней линии.
C. Полузащитники и нападающие.
D. Когда мяч находится у одного из полузащитников.
E. Соперник играет компактно, активно применяя командный прессинг.

В двух следующих блогах речь пойдет о базовой форме игры в урезанных составах 4 на 4. В следующем блоге мы поговорим о:

- Цель упражнения
- Способ игры
- Правила игры
- Изменения тренером правил игры
- Командная организация
- Основные задачи 4 игроков на разных позициях

После этого будут разобраны несколько вариаций базовой формы 4 на 4. Будут рассмотрены:

- Действия с мячом
- Пас внутренней стороной стопы
- Прием мяча
- Ведение
- Удар шведой
- Игра головой
- 4 на 4 с маленькими воротами
- 4 на 4 линейный футбол
- 4 на 4 с вратарями и двумя большими воротами
- 4 на 4 на длинной узкой площадке
- 4 на 4 с вратарями и двумя большими воротами с акцентом на игру головой
- 4 на 4 на короткой широкой площадке с одним вратарем

0