Дискуссия о функции тактической схемы и как эту функцию развивать

05 апреля 2011

Добрый вечер! Хотелось бы поговорить на очень актуальную тему.

Молодежь учится играть в футбол посредством игры в футбол. Задача РФС, футбольных школ и тренеров заключается в том, чтобы упростить игру в футбол таким образом, чтобы молодые игроки учились тем аспектам игры, которые соответствуют их возрасту и вытекающим из него возможностям.

Таким образом, существует необходимость методического последовательного построения процесса обучения в детско-юношеском футболе. Понимание необходимости организации игроков определённым образом в рамках команды (4х4, 7х7, 11х11) должно развиваться шаг за шагом. В конечном итоге, речь идет о том, чтобы уметь самостоятельно функционировать в рамках командной тактической схемы.

Зачем тактическая схема, какая тактическая схема, каковы задачи игроков в рамках той или иной тактической схемы и как соотносятся различные задачи друг к другу? Как играть против команды с другой тактической схемой? (Например, 1:4:3:3 против 1:4:4:2) Эти вопросы рассматриваются в рамках методического процесса обучения молодых футболистов.

Нижеследующее является продолжением начатой дискуссии.

Действия игроков как основа -  «что тренер видит/воспринимает»

Тренер должен оказывать влияние на действия игроков таким образом, чтобы они могли улучшить уровень своего футбольного выступления.  Таким образом, он должен обращать внимание и сосредотачиваться на действиях отдельных игроков. Однако, он должен обращать внимание на данные действия не в смысле отслеживания каждого отдельного игрока, а рассматривая их как часть команды.  Команды, которая ведет игру, целью которой является победа. Где одиннадцать игроков в рамках определенных правил, на определенных позициях и с соответствующими данным позициям задачами должны действовать как одно целое. Именно в этом контексте тренер оценивает действия, выступление игроков. Именно в данной ситуации действия приобретают смысл как футбольные действия, где игроки показывают, что они умеют, еще не умеют или возможно чему никогда не научатся. Здесь становится ясно, могут ли игроки выполнять пасы, прострелы, вести мяч, открываться, расширять пространство, проникать в зону противника, осуществлять прессинг и т.д. так, как требуется в определенных ситуациях. Например:  когда команда владеет мячом, крайний защитник всегда бежит вперед вдоль боковой линии, чтобы, по его мнению, дать импульс атаке. В его технике бега нет ничего неправильного, но выбор момента и позиции делает его недостижимым для получения паса от его партнеров по команде.  Теперь это  задача тренера повлиять на действия данного игрока таким образом, чтобы вся команда могла лучше действовать при созидании.

Другой пример: левый крайний нападающий все время пытается применить свой любимый прием, финт с переступанием через мяч (переступ), чтобы обыграть своего прямого оппонента. Обычно он не обводит соперника и теряет мяч. Во время тренировок все восхищаются его умением контролировать мяч. Однако он обычно делает этот прием на тренировке без прессинга со стороны оппонента. Здесь тренер должен понять, почему данный важный прием для обводки оппонента не приносит результатов (не приводит к навесу/прострелу к воротам соперника). Тренер должен, например, подметить, что данный левый нападающий опускает голову при осуществлении данного приема, и таким образом не видит, что делает его оппонент.  Кроме того, тренер должен понять в какой момент игрок применяет прием. Насколько далеко от соперника он выполняет прием, и может этому игроку имеет смысл сыграть в стенку с левым полузащитником, который в данный момент открыт.

В целом, данные примеры показывают, что тренер должен всегда рассматривать действия игроков относительно цели игры. Игроки определяют манеру игры, они вносят свой вклад в выполнение командных функций и командных задач; в целом они выполняют конкретные задачи, которые соответствуют их позиции на поле.   Для того чтобы оценить данные действия игроков, тренер должен иметь структурированную систему для наблюдения за игроками. Ее можно определить как способность «читать» футбол. Способность «читать» игру – это первостепенный инструмент для определения того, «что видит тренер».

Чтение игры

Выше было упомянуто, что футбол – довольно сложный вид спорта. Большое поле, 22 игрока, правила игры, мяч всегда в игре и т.д. Одним словом необходимо отслеживать многие моменты. Для того чтобы было возможно сделать замечание в отношении качества действий игрока при данной многокомпонентности, разумно оценивать данные действия в важных и значимых ситуациях. Вне контекста игровой ситуации не имеет смысла говорить игроку: «Тебе надо делать пас, вести мяч, играть головой и осуществлять удары лучше».

Чтение игры, таким образом, подразумевает, что все футбольные действия только тогда имеют смысл, когда они выполняются в контексте цели игры, командных функций и командных задач.

Командные функции и командные задачи

Многокомпонентность футбола особенно выражается в двойственности игры. Когда одна команда владеет мячом, тогда по определению другая команда не владеет мячом. Это ситуация отличается, например, от ситуации в баскетболе, где мяч можно надежно держать в руках, и волейболе, где команда может вместе разыгрывать мяч трижды на своей половине поля без вмешательства со стороны оппонента. Степень непредсказуемости и сложности футбола становится только выше в силу данной двойственности. В силу того, что это является отличительной чертой футбола, это всегда необходимо принимать во внимание при анализе действий игроков. Принятие решений  осуществлять пас или нет, сделать рывок на скорости, выполнить ли обманное движение, обвести ли соперника с резким уходом в сторону, принять мяч на грудь, разыграть мяч в воздухе и выполнение всех иных возможных действий всегда находятся под влиянием оппонентов с противоположными вашей команде намерениями.

Функции, место и выбор тактической схемы

Прежде всего, необходимо  провести разницу между функцией тактической схемы для детско-юношеского футбола и взрослых игроков. В юношеском футболе вся работа направлена на развитие действий индивидуальных игроков. Для оптимизации данного процесса развития в юношеском футболе игра должна быть структурирована таким образом, чтобы игрокам приходилось решать как можно больше различных футбольных ситуаций. Тактическая схема на поле имеет только одну цель – создать ситуацию, при которой индивидуальные игроки могут оптимально развиваться. Одним словом, можно сказать, что функция тактической схемы в юношеском футболе постепенно меняется от средства оптимальной помощи в развитии индивидуальных игроков к способу объяснить, что командное выступление 11 индивидуальных игроков лучше, когда существует хорошая тактическая схема (особенно с возраста до 17 лет и старше).  Здесь подтверждается принцип: «Целое всегда больше, чем сумма его отдельно взятых составных частей».

Выбор определенной тактической схемы, таким образом, зависит в частности от преследуемой цели. В юношеском футболе игроки действуют в зависимости от действий своих партнеров по команде, соперника, доступного пространства и правил игры, таким образом, чтобы каждый индивидуальный игрок мог встретить и решить как можно больше футбольных ситуаций. В матчах 4 на 4, а также позднее в качестве тренировочного упражнения для более старших возрастных групп разумно медленно переходить к «командной» тактике, при которой атака, оборона и связанные с ними командные задачи могли бы постепенно развиваться. В частности будет использоваться расстановка игроков в виде ромба, при которой созидательная игра команды приобретает смысл и при которой на соперника оказывается прессинг и происходит разрушение его созидательных действий. Как только добавляется вратарь при игре 4 на 4, взаимовлияние  игроков внутри команды изменяется – тогда, например, и вратарь будет играть свою роль при созидании. Тактическая схема поменяется (1 (вратарь):2:1:1).

Тот же принцип применяется при расстановке игроков в матчах 7 на 7. Часто обсуждается, необходимо ли вместо этого организовывать игры 8 на 8 или даже 9 на 9. В матчах 7 на 7 главное то, что каждый отдельный игрок отрабатывает множество различных футбольных действий. Сначала отрабатываются действия в основном с мячом, а позднее также действия без мяча. В данных матчах игрок, который владеет мячом, может взаимодействовать только с одним партнером по команде.  «Третий» игрок или большее количество партнеров  еще не задействуются. Это в частности можно увидеть  в том, как «организованы» команды до 7 и до 9 лет.

Взрослые игроки, с другой стороны, получают преимущества  от тактической схемы, где каждый игрок имеет определенную задачу для выполнения на определенном участке поля. Таким образом, здесь цель тактической схемы – добиться наилучшего командного результата. Игроки расставляются на поле таким образом, чтобы каждый игрок мог  вносить максимальный вклад в результат игры. Кроме того, тактическая схема во взрослом футболе помогает компенсировать недостатки отдельных игроков. Конечно, действия индивидуальных игроков и, в конечном итоге, результат игры также зависят от того, насколько комфортно игрок чувствует себя на определенной позиции внутри тактической схемы. Тренер должен помнить об этом при принятии решений о командной расстановке.

Стиль игры в рамках тактической схемы

Здесь снова необходимо провести разницу между ролью стиля игры в процессе обучения в детско-юношеском футболе и в достижении оптимального командного результата у взрослых. В процессе обучения в детско-юношеском футболе работа сводится к тому, чтобы  научиться играть в определенном стиле (тому как команда намеревается реализовать игровую цель), который является инструментом, чтобы создать условий для совершенствования индивидуальных действий. Разумеется всегда в контексте команды (более или менее упрощенном) с целью приобретения индивидуального опыта в как можно большем количестве различных футбольных ситуаций, подходящих для данной возрастной группы. Действия с мячом и без мяча, нацеленность на ворота, улучшение командного взаимодействия и взаимопонимания могут быть вынесены на первый план с помощью определенной учебной цели, определенного стиля игры. Стиль игры, таким образом, здесь сводится к тому, что, например, необходимо любой ценой забить гол, чтобы выиграть матч, или же любой ценой сохранить владение мячом, чтобы отстоять преимущество в счете. В процессе обучения игроков категории до 13-19 лет уместно ввести два различных характерных стиля игры:

1.    Реактивный, выжидающий, ориентированный на контратаки, оборонительный стиль игры.
2.    Проактивный, взятие инициативы, доминирующий – стиль игры, ориентированный на игру первым номером.

В детско-юношеском футболе не следует делать выбор в пользу только одного из этих стилей игры. В тренировочных целях целесообразно практиковать характеристики и требования обоих стилей для того, чтобы иметь представление о разных возможностях  ведения игры и достижения результата.

Стиль игры во взрослом футболе, в частности на таких уровнях, где командный результат  самое главное, - это способ получить максимум из возможностей различных игроков. Выбор определенного стиля игры при определенной тактической схеме и расстановке игроков на определенных позициях для получения наилучшего результата в матче осуществляется в зависимости от амбиций клуба, тренера, игрока, но также особенно и от различных достоинств и/или недостатков команды.

Развитие командных функций и задач

В контексте того, ”что тренер делает” и отдавая себе отчет  о вопросах планирования и определения футбольных проблем, тренер сталкивается с вопросом конкретизации тренировочного процесса и процесса развития. Речь идет об игре в футбол. В рамках игры одной команды тренер хочет добиться определённого уровня исполнения. Он занимается развитием командных функций и задач. Таким образом, у него появляется понимание того, как действуют игроки на различных позициях. Для того чтобы улучшить такие компоненты, как атака, защита и переход, как у молодежи, так и у взрослых, необходимо как можно ближе подойти к уровню футбольного исполнения и/или действий, который демонстрируют игроки. Во время игры команды по определению атакуют, защищаются и переходят из обороны в атаку и обратно. Общая картина, которую при этом получает тренер и является для него отправной точкой. В процессе обучения и развития главное правило звучит так: если слишком легко – это приводит к лени, если слишком сложно – это демотивирует. Поэтому крайне важен выбор правильного момента для начала методического развития учебного процесса. По мере выполнения различных этапов игроки демонстрируют насколько они готовы к следующему этапу. Этапы в развитии командных функций и задач следующие:





В следующий раз речь пойдет о задачах команды и игроков при тактической схеме 1:4:3:3.

После этого будут рассмотрены недостатки и преимущества различных тактических схем, а также как разные тактические схемы соотносятся друг с другом.

0