Отвечаю на ваши вопросы

05 мая 2012

Добрый день! Приветствую всех на страницах моего блога. Я продолжаю отвечать на вопросы, которые вы присылаете мне.

Какую из книг вы считаете фундаментальной для любого тренера и информацией, которой должен владеть любой начинающий тренер? А так же хотелось бы узнать ваше отношение к тренировочному процессу Жозе Моуриньо и ваше отношение к его методам работы? (Георгий Костенко)

На тему футбола издано огромное множество материалов. Существуют тысячи книг, которые рассматривают футбол с разных точек зрения. Само по себе, это уже подтверждение того, что футбол занимает в обществе очень значимое место.

Однако, когда в контексте развития, анализа, обучения и тренировочного процесса в футболе необходимы теоретические знания с целью обучения тренеров, выбор очень скуден. Конечно, за много лет, в футболе был накоплен большой багаж знаний, в особенности из нефутбольных  дисциплин. В большинстве случаев эти знания касаются отдельных аспектов человеческой деятельности. При этом подразумевается, что человек разделен на ментальную/психическую составляющую и телесную/физическую составляющую. Это называется «дуалистический взгляд на человека» и основывается он, главным образом, на естественных науках. Человеческий организм рассматривается как «инструмент».

В Голландии, начиная с конца 80-х годов, мы вместе с Ринусом Михельсом и другими коллегами планомерным и структурным образом начали заниматься разработкой специальной футбольной теории, фундаментальной и объективной. Эта теория должна быть близка всем участникам футбольного процесса (игрокам, тренерам, физиотерапевтам, судьям и т.д.) и должна предоставлять инструменты, которые бы помогали изучать и понимать очень сложную игру в  футбол и давать возможность развиваться. Мы отказываемся называть данный теоретический подход «голландским» подходом или школой, потому что он основан на фундаментальных требованиях самой игры. А игра, как известно, во всем мире одна и та же.

Я вкратце расскажу о том, какого курса мы придерживались в развитии этой теории за прошедшие годы. Мы начали с инвентаризации всего объема теоретической информации, взглядов и высказываний известных авторитетных людей, тренеров, авторов и т.д. о футболе. В ходе этого процесса нас поразило огромное разнообразие точек зрения, мнений и взглядов на основной вопрос «что же такое футбол». Мы пришли к выводу, что вследствие такой большой разницы в понимании футбола и его основных принципов, существовала необходимость создания теоретической рамы, в которой были бы выработаны объективные, фундаментальные принципы и критерии игры.

Первый вопрос, с которым мы столкнулись, заключался в том, на основе какого взгляда на человеческую природу мы лучше всего могли бы построить эту футбольную теорию. Мы пришли к выводу, что необходимо отказаться от дуалистического взгляда на человека, потому что практические последствия такого взгляда создавали больше вопросов, чем ответов. В итоге был сделан выбор в пользу подхода, рассматривающего человека как действующее существо. Эти действия/деятельность (в том числе и игра в футбол) по определению происходят в определенном контексте или среде. Этот контекст (в данном случае «футбольный контекст») придает смысл действиям людей и, наоборот, человек придает смысл окружающей среде, в которой находится (например, «ворота есть для того, чтобы в них забивать» и «игрок делает передачу партнеру, чтобы тот обыграл соперника»).

Иными словами, действовать – это находиться во взаимодействии с окружающей средой. Это можно проиллюстрировать с помощью следующих примеров. Моргание глазами (как передвижение частей тела) существенно отличается от подмигивания. Когда человек подмигивает, по определению подразумевается взаимосвязь с другим человеком. Плавание это передвижение частей тела, но из-за взаимосвязи с водой движения рук и ног приобретают смысл. «Сыграть головой» это нечто большее, чем просто прыжок, передвижение корпуса, шеи и головы. «Играют головой» для того, чтобы в зависимости от окружающей среды (цели игры, партнеров и соперников, счета в матче, задачи в команде и т.д.) выполнить требуемые действия. Поэтому футбол это нечто совсем другое, чем просто сумма слагаемых техники, функциональной формы и ментальных аспектов.

Мы пришли к выводу, что футбол должен рассматриваться посредством языка действий. Это язык в форме глаголов, которые, прежде всего, говорят не о движениях туловища, а скорее об определенных способах/намерениях, с помощью которых люди могут взаимодействовать с окружающей средой (открываться, вести, обороняться, делать передачи, бить, занимать позицию, чтобы…).

Ниже представлена схема всевозможных футбольных действий (с мячом и без мяча, вопросы понимания игры и коммуникации), которая позволит получить впечатление о том, как движения приобретают смысл.

Действия характеризуются взаимосвязью с окружающей средой, передаваемой словом «чтобы…». Техника в футболе, например, должна выражаться, прежде всего, на языке действий (взаимосвязь, передаваемая словом «чтобы…»). При этом ни в коем случае нельзя говорить о каком-то идеальном способе передвижения частей тела.

По сравнению с другими (индивидуальными) видами спорта, такими как гимнастика, плавание, легкая атлетика и т.п., футбол является очень сложным видом спорта, где преобладает большое количество сопротивлений и факторов сложности. Именно поэтому футбол так непредсказуем. Гол засчитывается, даже если мяч пересек линию ворот после касания затылком, пяткой, коленом или грудью.

Не буду дальше углубляться в содержание этой универсальной теории о движении человеческого тела. В Голландии эта теория подробно изложена в книге спортивного философа Яна Тамбýра (Jan Tamboer), Раймонда Верхейна (Raymond Verheijen) и меня. Предисловие написано ныне покойным Ринусом Михельсом. В нем он называет эту практическую теорию «первоначальной» и говорит о ее «всеобъемлющей истине». Название книги: «Теория футбола» (Theory of football), издана в 2004г. Эта книга является обязательным материалом для всех тренеров и инструкторов, которые играют роль в воспитании, обучении и работе с талантливыми игроками. Инструкторы тренерских курсов должны сами иметь дидактическое образование/подготовку, чтобы иметь возможность перенести эту футбольную теорию в практическую плоскость.

После написания этой книги, мы продолжили работать над выпуском более ориентированных на практику изданий, которые касались конкретных тем. Поэтому, в 2008 году одновременно вышли в свет две книги: «Процесс обучения в детско-юношеском футболе» и «Периодизация футбола». Оба издания основаны на вышеприведенной теории футбола. Первые четыре главы обеих книг абсолютно одинаковы и в краткой форме пересказывают содержание книги «Теория футбола». Книга «Процесс обучения в детско-юношеском футболе» издана под моим авторством, при содействии Р. Верхейна и других. Книга «Периодизация футбола» издана под авторством Р. Верхейна, при содействии меня и других.

Помимо этих основополагающих изданий, были изданы специальные комплекты для тренеров (пособие + DVD), детализирующие принципы работы с конкретными возрастными категориями (U6 – U8 – U10 – U12). Здесь в центре внимания стоят действия и поведение тренера этих конкретных возрастных категорий. По сути, это является еще более глубокой детализацией того, что написано в книге «Процесс обучения в детско-юношеском футболе» о всеобщей программе обучения.

Как видите, процесс развития общей философии футбола и обучения занимает много лет. Это было реализовано исключительно благодаря вдохновению и решимости небольшой группы «спортивных деятелей», в числе которых был и я, и, что немаловажно, поддержке заинтересованного человека, имеющего огромный авторитет и статус, такого как в нашем случае Ринус Михельс.

По поводу второй части вашего вопроса о Жозе Моуриньо я могу сказать намного меньше, на самом деле ничего. Я знаю, что именно требуется от тренера на таком уровне, но ответ на вопрос о методах работы Моуриньо дать не могу. Мне пришлось бы, так же как и вам, основываться на информации, которая появляется в СМИ. Извините.

Интересно почему в сборную не вызывается Марат Измайлов из Спортинга, он довольно таки приличный игрок и мог бы усилить сборную России! Будет ли он вызван в будущем в команду? (Игорь Малышев)

Мне кажется, что вы немного преждевременно констатируете, что Марат Измайлов из Спортинга не будет вызван в национальную сборную. Состав еще не определен. Мы еженедельно следим за всеми потенциальными кандидатами, в том числе и за Измайловым.

Нам хорошо известны качества тех игроков, которые были задействованы в отборочном цикле. Кроме этого мы пристально следим за выступлением игроков в других чемпионатах, а также за молодежку и вторую сборную. В ближайшие недели во многих чемпионатах пройдут решающие матчи, поэтому игроки должны будут демонстрировать свои наилучшие качества. Для нас предстоящий период является очень интересным с точки зрения оценки игроков.

Поэтому еще немного терпения, и вы узнаете, кто будет защищать честь России на предстоящем Чемпионате Европы. 

Спасибо вам за материалы, которые вы публикуете в блоге на сайте. Берт, а нет ли у вас идеи издать книгу футбольно-методической направленности на русском языке. Я думаю, она стала бы очень популярной. (Михаил Исин)

Как вы можете прочитать в ответе на вопрос Г. Костенко, задача развития футбола заключается не только в издании книг. Должна существовать основа/причина, которая бы определяла направление дальнейшего развития футбола в стране.  В Голландии такой причиной стало в конце 70-х годов сокращение количества детей играющих/идущих в футбол. Это не было связано с демографическими процессами. Наибольшая проблема заключалась в том, что взрослая форма игры (11 на 11) не являлась достаточно сложной/стимулирующей для детей 6-12 лет и не доставляла им удовольствия. Поэтому в то время было уделено много внимания переносу взрослой формы игры 11 на 11 в мир восприятия/ощущения детей и ее адаптации к возможностям детей.

Главный принцип постоянно заключался в том, что любая упрощенная форма игры должна сохранять характерные черты «настоящей» игры, такие как цель, стимул, структуру и двигательные характеристики. На основе такого подхода была создана система  специальных детских чемпионатов, контролируемая и подответственная футбольной федерации (KNVB). Таким образом, категории U6-U8 играют в чемпионатах 4 на 4, U8-U10 – 7 на 7, а затем основной принцип звучит так: только по достижении 11 лет – 11 на 11.

Затем, на основе упрощений игры 11 на 11, были выработаны принципы того, каким именно аспектам футбольных действий целесообразнее  обучать в том или ином возрасте с точки зрения характеристик этого возраста. Например, совершенно бессмысленно обучать 8-летних детей правилу офсайда или заставлять 7-летних играть по определённой тактической схеме. Так и появилась книга «Процесс обучения в детско-юношеском футболе», которая основана на уровне восприятия и возможностей детей в различных возрастных категориях. Эта книга, помимо того, что она является обязательным учебным материалом для всех голландских тренеров, была переведена на английский язык, но еще не издана. Мы пытались издать эту книгу в России, но, к сожалению, по ряду причин это (еще) не произошло. Возможно, это случится в будущем.

Ответы на другие вопросы будут опубликованы в ближайшее время.

0