Сегодня мы продолжим тему, начатую в блоге от 18 февраля 2012 года.
ТРЕНЕРСКАЯ РАБОТА ВО ВРЕМЯ ТРЕНИРОВКИ
Матч дает наиболее ясное представление о футбольном мастерстве игроков. Матч четко и сразу демонстрирует, что именно требуется от игроков. Недостаток матча заключается, однако, в том, что тренер не может его остановить (за исключением тех случаев, когда он сам выступает в роли судьи в тренировочном матче) и дать футболистам заново переиграть ту или иную ситуацию. Более того, во время матча игроки зачастую не получают в достаточной мере стимулов, необходимых для улучшения тех или иных аспектов своей игры. В матче от игроков требуется производить огромное количество разнообразных действий. Совершенствование качества этих действий (правильный выбор позиции, момента, нужное направление и скорость) достигается путем большого количества упражнений и повторений. Именно это и обеспечивается в тренировочном процессе. При этом тренерская работа во время тренировочной деятельности должна повышать эффективность тренировочного процесса. Кроме того, помимо понимания тренером и игроками смысла тренировочного процесса, целесообразно ознакомиться с требованиями и структурой, которым должна отвечать тренировка.
Тренировочный процесс: что это такое?
Тренироваться означает упражняться систематическим образом с целью повысить уровень мастерства на долгосрочной основе. Конечная цель – обучение игроков принципам и задачам игры в той или иной возрастной категории. Это и есть мастерство; мастерство, уровень которого подлежит повышению на долгосрочной основе. Для этого должно присутствовать понимание определенной исходной ситуации (чему игроки уже научились?), а также понимание того, чего необходимо добиться (чему игроки должны научиться, что они должны уметь?). Этот процесс осуществляется за счет тренировок/упражнений. Не просто так, лишь бы чем-то занять детей, а строго по плану, систематическим образом, в соответствии с определенными принципами постепенно идти к цели. Тренировочный процесс это не снова и снова предлагаемые, новые формы упражнений; это процесс, предназначенный для достижения долгосрочного эффекта.
Иными словами, тренировочный процесс должен постоянно закладывать базу для осуществления последующих шагов. Следовательно, не надо предлагать игрокам 50 различных новых финтов; гораздо лучше обучить игрока нескольким, подходящим ему (возможно, им самим придуманным) движениям, которые, на основе постоянной отработки правильного выбора позиции и момента, правильного направления и скорости, позволят добиться максимального эффекта.
Требования, которым должна отвечать каждая тренировка (в молодежном футболе)
Для детских тренеров были сформулированы основные принципы, по которым должна выстраиваться тренировка. Эти принципы должны привести к эффективным тренировочным ситуациям в процессе развития игроков. Иными словами, они должны гарантировать футбольный характер тренировочного процесса, его результативность, его соответствие уровню мастерства и восприятия игры той или иной группы и, наконец, дополнительное стимулирование игроков посредством осмысленного тренерского подсказа. Все вместе эти факторы и обеспечивают оптимальную учебную среду. Далее обсудим это поподробнее.
1. Футбольный характер тренировки
Тренировка предназначена, прежде всего, для отработки/совершенствования всех действий, которые встречаются в игре. Естественно, можно придумать всяческие упражнения, которые сами по себе могут быть интересными, да к тому же еще и с мячом. Но тренировка не является отдельно стоящим мероприятием. Тренировка - это один из моментов в большом цикле тренировочной и соревновательной деятельности. Помощь игроку вне поля, общение с родителями, мониторинг школьной учебы и другая вспомогательная деятельность тренера также являются частью этого цикла. В любом случае, тренировка должна носить футбольный характер. Под этим подразумевается, что в футболе всегда присутствует стремление к победе в матче. Все действия, также и во время тренировки, пропитаны этим принципом. Как в случае малышей, старающихся просто доставить мяч в сторону ворот соперника, так и в случае талантливых юниоров, отрабатывающих оборонительные взаимодействия, основная идея, стоящая за всеми этими действиями – «доставить мяч к воротам соперника с целью …», или же «отрабатывать оборонительные взаимодействия с целью …».
Если талантливые игроки выполняют передачи в рамках упражнения, в котором отсутствует направление, соперники, логическое продолжение эпизода (например, не отдавать мяч обратно в том направлении, откуда он только что пришел), данное упражнение не считается футбольным по характеру. Для того чтобы упражнение имело смысл с точки зрения развития талантливых игроков, передачи должны осуществляться в контексте правильного выбора позиции, момента, правильного направления и нужной скорости. Это также означает, что для этой категории игроков, настоящее развитие мастерства может происходить только в условиях, максимально приближенных к игре. Поэтому и здесь: «выполнять передачу (одновременно и с другими действиями) с целью …» Эти «с целью …» являются производными от смысла игры – победы. В футбол играют с целью… победить. Команда атакует, чтобы, за счет развития атак и создания голевых моментов, добиться взятия ворот соперника. Команда обороняется, чтобы, за счет разрушения атак соперника, не пропустить гол в свои ворота. Поэтому, любые упражнения, предназначенные для улучшения у игроков атакующих и оборонительных навыков, должны вытекать из смысла и правил игры. Например: игрока, беспощадно идущего в подкат на тренировках и травмирующего при этом партнеров, но не получающего замечаний от тренера, во время матча ждет горькое разочарование. Против его команды будут назначаться необязательные штрафные удары, вследствие чего она, возможно, будет пропускать голы, а сам игрок, в результате полученных желтых и красных карточек, будет вынужден пропускать матчи. Поэтому опять же: «идти в подкат с целью …»!
2. Много повторений
Тренировка и упражнение - это повторение. Чем чаще игрок в той или иной ситуации будет вынужден выполнить какие-либо действия, тем лучше он будет узнавать и интерпретировать этот игровой эпизод. Игрок сможет предвидеть развитие эпизода и сыграть правильным образом. При этом вновь необходимо помнить о позиции, моменте, направлении и скорости. На практике это означает, что игроки не должны слишком долго стоять без дела из-за постоянных разговоров тренера. Также, игроки должны быть поделены на группы таким образом, чтобы им не приходилось ждать. Тренер должен строго следить за тем, чтобы основному элементу тренировки – например, забиванию голов и всем необходимым для этого действиям (ударам, игре головой, рывкам, прыжкам, и т.д.) – уделялось достаточно внимания. Зачастую случается, что слишком много времени уделяется развитию атаки до непосредственного создания голевого момента у ворот соперника. Центральным элементом, однако, было не развитие атаки, а забивание голов. Таким образом, организация упражнения должна быть подкорректирована. Достаточное количество повторений также обеспечивается своевременным планированием и подготовкой к тренировке. Нужно помнить о:
• сетке в воротах (не тратить время на доставание мячей из канавы)
• достаточное количество мячей
• правильное деление игроков на группы (игроки не простаивают, не толпятся)
• измененные правила игры (ввод мяча из аута ногой, а не рукой)
Если, например, на тренировках малышей клуб не может обеспечить каждого игрока мячом, это большая проблема для данной группы. Вся деятельность в этом возрасте посвящена обучению навыкам обращения с мячом. Если дети должны будут делить мяч друг с другом, возникнут споры о том, чья наступила очередь, кому нравится какой мяч и дети будут вынуждены ждать (что в этом возрасте неизбежно приведет к беспорядку).
3. Принимать во внимание уровень группы
Случается, что детский тренер, полный энтузиазма, посещает тренировку профессиональной команды. Он записывает все упражнения и тренерские замечания, которые он видит и слышит. На следующий день он предлагает такие же упражнения своей команде U11 из местного любительского клуба. Очевидно, что этот тренер совершенно не понимает сути тренировочного процесса. В тренировочном процессе всегда существует предмет тренировки, который определяется тем, что дети умеют на определенном этапе своего развития, как они воспринимают свое окружение, к чему они уже (еще не) готовы в процессе обучения. Иными словами, характерная черта хорошей тренировки это четкое соответствие возрасту, уровню, амбициям и опыту игроков. Главный принцип тренировки – задание должно стимулировать, быть достаточно сложным, но вместе с тем не должно быть невыполнимым. Девиз гласит: «постоянные победы расслабляют, а постоянные поражения демотивируют». Те же принципы действуют в рамках группы и для индивидов. Дети не похожи друг на друга, каждый ребенок по-своему уникален. Группа выступает в определенном чемпионате, что гарантирует некий баланс в уровне мастерства между разными клубами – можно играть в футбол. Качество тренировки зависит, однако, во многом от работы тренера. Именно тренер ставит задачи, определяет тренировочные упражнения и их содержание, непосредственно тренирует и оценивает. При этом он постоянно имеет в виду, что его вклад должен соответствовать тому, что дети показывают на тренировках и в играх. В то время как футбольная федерация, от лица клубов, по принципу усредненных показателей уровня/возраста определяет состав участников соревнований, тренер, в свою очередь, выполняет функцию индивидуального совершенствования игроков.
4. Правильный тренерский подсказ
Помимо выше рассмотренных требований, которым должна отвечать тренировка, большую важность также имеет и непосредственный вклад тренера во время тренировки – все, что попадает под определение «то, что тренер видит, делает и говорит». Тренер создает условия для качественных тренировочных ситуаций, значение которых он понимает и которые он может поместить в привычный для игроков контекст (их собственный уровень игры в матче). Это помогает ему анализировать результат действий игроков («то, что тренер видит»). Затем, вмешиваясь, останавливая, делая замечания, задавая вопросы, подавая пример и заставляя игроков самим находить/предлагать решения тренер,таким образом,воздействует на них.Также, ничего не говоря и не спрашивая, он может изменить организацию упражнения, таким образом переходя к следующему этапу упражнения. Поэтому правильное поведение тренера заключается не в правильной/вежливой манере говорить, фанатизме, требовательности или чуткости, но в его четком понимании, на что он должен обращать внимание в действиях игроков, какие меры необходимо предпринять, и в какой момент нужно что-то сказать. Для этого необходим высокий уровень профессионального мастерства – работа детского тренера это сложная и не каждому доступная профессия.
Различные этапы футбольной тренировки
Для того чтобы гарантировать эффективность тренировочного процесса, перед каждой тренировкой проводится разминка. Также, по окончании каждой тренировки проводится т.н. заминка – бег трусцой в очень спокойном темпе. Разминка и заминка не входят в содержание тренировки, и поэтому не должны отнимать от нее время. В процессе футбольного взросления целесообразно возложить ответственность за проведение этих компонентов на самих игроков. Конечная цель – добиться от игроков самостоятельного выполнения разминки и достижения оптимальной готовности на момент начала тренировочной работы. Естественно, детей надо этому учить и воспитывать.
Как уже говорилось ранее, самым маленьким выполнять разминку не надо. Шаг за шагом, дети начнут понимать и чувствовать, что прежде чем приступить к работе, желательно и даже необходимо как-нибудь подготовить себя к этому. В младших возрастных категориях это может быть совмещено с различными играми/упражнениями, направленными на развитие навыков обращения с мячом (дриблинг, пас, обыгрыш и т.д.).
Сама тренировка подразделяется на три этапа. Эти этапы обеспечивают процесс обучения и позволяют осуществлять его применительно к определённой тренировочной цели. Далее обсудим этапы тренировки подробнее.
1. Этап ознакомления
Этот этап тренировки направлен на то, чтобы игроки поняли, что запланировано на это занятие, как это относиться к игре команды, что именно предстоит отрабатывать, и как это связано с предыдущими тренировками или матчами. Этот этап может быть организован по-разному. Игрокам можно предложить простую футбольную ситуацию, в которой бы они столкнулись с тем эпизодом и с теми собственными действиями, которые и являются предметом тренировки/упражнения. Характерной чертой подобной ситуации является то, что постоянно должна проявляться суть предстоящего предмета тренировки/упражнения. Игрока как-бы тыкают носом в его игру, тем самым стимулируя его на поиск возможных решений. Другой вариант донести до игроков смысл тренировки это показать игрокам видеофрагменты их собственной игры. Такой метод будет скорее использоваться в более высоких по уровню лигах/дивизионах и случае игроков, вызванных в те или иные сборные команды. Подобное ознакомление также может быть проведено с помощью зарисовок/схем, используемых тренером для описания проблемы, над решением которой предстоит работать. Тренер может задать тон тренировке за счет вопросов или высказываний об эпизодах из предыдущих тренировок или матчей. Еще один вариант заставить игроков задуматься о запланированном на тренировку это ничего им не говорить, а расставив ворота, фишки, конусы, маленькие ворота и другой тренировочный материал, задать игрокам вопрос: на что будет направлена тренировка?Таким образом, нет необходимости перед каждой тренировкой выделять время на ознакомление. Иногда, по окончании очередного матча уже и так понятно (= этап ознакомления), что именно будет являться предметом предстоящих тренировок. Для самых маленьких футболистов этот этап заключается исключительно в ознакомлении и распознавании тех игровых ситуаций, с которыми они сталкиваются в своем варианте игры (4 на 4). Иными словами, помочь малышам «почувствовать дух» того, с чем им предстоит столкнуться при атаке и обороне. Основной характерной чертой для всех возрастных категорий являются то, что игроки понимают смысл предстоящей тренировки и собственную роль в этом.
2. Этап обучения
Этот этап на самом деле и является сердцем, сутью тренировочного занятия. Именно на этом этапе совершенствование игровых действий должно привести к долгосрочному развитию мастерства. Посредством заранее выбранного упражнения, игроки ставятся в ситуацию, которая очень часто вынуждает их выполнять подлежащие совершенствованию действия, например, при развитии атаки. Организуя занятие таким образом, что игроки часто вынуждены выполнять обозначенные действия, в данном случае атакующие действия (передачи, прием мяча, выбор позиции и т.п.), тренер получает четкое представление о том, какие аспекты нуждаются в улучшении и где необходимо тренерское вмешательство и корректировка. Тренерская работа заключается на данном этапе в своевременной остановке упражнения, задавания вопросов, подсказывания, подачи примеров, демонстраций и т.д. Также, тренер должен упрощать или усложнять ситуацию посредством варьирования уровня сопротивления (кол-во игроков, размеры поля, правила игры). Тренер заранее понимает и предвидит последствия внесенных им изменений; таким образом, (изменившиеся) действия игроков являются предметом его пристального внимания.
3. Этап применения
Раньше этот этап зачастую считался «десертом», двусторонкой. В современной тренировочной философии этот этап предназначается для того, чтобы проверить и проконтролировать заученный/отработанный материал в условиях более или менее приближенных к игре. Поэтому тренер не может, как ранее, уйти выпить чашечку кофе в буфете, а должен очень тщательно следить за тем, отражается ли отрабатываемый на предыдущем этапе материал в действиях игроков на данном этапе применения. Он должен активно делать игрокам замечания, наставлять их и подсказывать им, иногда о деталях, иногда останавливая игру и давая указания. Естественно, конечный этап применения это следующий матч. Он обеспечивает логическую, осмысленную линию развития для всей команды в целом и для каждого игрока в отдельности, а также является эталоном для проверки общих задач, стоящих в той или иной возрастной категории, производных задач для атаки, обороны и перехода и задач на конкретную тренировку.
ТРЕНЕРСКАЯ РАБОТА ЗА РАМКАМИ МАТЧЕЙ И ТРЕНИРОВКИ (ВОСПИТАНИЕ)
Помимо тренерской работы до, во время и после игры и тренировки существует множество моментов и родов деятельности, в которых игроков можно, а иногда и нужно, воспитывать. Воспитательная деятельность может осуществляться как самим тренером, например, помощь в планировании карьеры, так и другими людьми, такими как, член руководства клуба, школьный репетитор, доктор, физиотерапевт, учитель, помощник тренера, тренер вратарей. Все эти люди, в свою очередь, прислушиваются к мнению/замечаниям тренера. Не в плане профессиональной экспертизы (например, медицинской или педагогической), а для того, чтобы их действия вписывались в контекст процесса обучения в детско-юношеском футболе и соответствовали бы его целям. Главным принципом воспитательной деятельности, осуществляемой тренеромили другими специалистами, является то, что эта деятельность должна приносить пользу в достижении целей и задач учебного процесса в детско-юношеском футболе, а также имеющимся для этого инструментам и способам. Единство, профессионализм, сообщность и взаимодействие являются при этомключевыми понятиями.
Воспитание игроков
Конечно, футбольно-техническое воздействие тренера на игроков происходит во время игр и тренировок. Тренер и его помощник задают тон и отвечают за оптимальную учебную среду. Также они четко объясняют детям, чему именно дети должны научиться и какие правила и обязанности для этого необходимы. Особенно, в плане обязательных условий и возможных правил, тренер играет большую роль. Естественно, здесь существуют различия, в зависимости от возраста и уровня игры. Обязательными условиями, которые игроки должны усвоить, и в соответствии с которыми должны себя вести, являются меры, предпринимаемые для того, чтобы игроки участвовали в футбольной деятельности отдохнувшими и здоровыми. При этом важно правильным образом спланировать школьную деятельность, работу, социальную деятельность с друзьями/семьей, отдых и сон, футбольную деятельность и возможно какие-либо другие интересы и хобби. В этой связи тренер может заключать с игроками договоренности о последствиях отсутствия на тренировках и т.п. Также важными аспектами являются договоренности о том, что игроки должны вовремя присутствовать на тренировках и играх, заботиться о состоянии экипировки и тренировочного материала, как добираться до игр и тренировок, а также о функции разминки и об ответственности за ее проведение. Юные футболисты, при правильном воспитании, шаг за шагом должны усваивать то, что, в конце концов, в центре всего стоит команда и командное взаимодействие. Шаг за шагом, в процессе, занимающем годы, игроки должны осознать тот факт, что в футбол играет команда, и только команда выигрывает (или естественно проигрывает) матчи. Это означает, что развитие коллективной ответственности за все, что, в конце концов, и приводит к наличию мастерства, красной нитью пронизывает весь процесс обучения. Тренер и другие воспитатели используют подходящие моменты, опять же в зависимости от этапа развития игроков, для того, чтобы делать шаги в нужном направлении. Если говорить конкретно, то это означает, что тренер очень внимательно следит за тем, как поведение лучшего игрока влияет на его партнёров. Если тренер только поощряет такого игрока и спускает ему все с рук, даже в моменты командных неудач, например поражений, то этот игрок превращается в «звезду», которая никогда не делает ничего плохого. Стимулировать наиболее талантливых игроков, чтобы они брали на себя бóльшую ответственность за партнеров или за определенную задачу на поле является наисложнейшей задачей для тренера, в которой ему должны помогать другие воспитатели.
Воспитание родителей
Родители, в целом, играют ключевую роль в решении отдавать или не отдавать своих детей в футбол. Естественно, делая это с самыми благими намерениями, такими как «это поможет ему в социальном развитии», «занятия спортом полезны для здоровья», «он научиться следовать правилам, правильно относиться к победе и поражению», родители берут на себя инициативу в воспитании своих детей. Так и должно быть. Развитие и воспитание детей в других местах, помимо футбольной школы, также основано на том, чтобы помочь детям стать самостоятельными людьми, которые могут и хотят проявлять ответственность за свое поведение и действия. Футбольная школа/клуб обеспечивает необходимые условия для того, чтобы дети выросли в самостоятельных, взрослых футболистов. Футболистов, которые получают удовольствие от игры, уважают правила, проявляют признательность руководству и персоналу за их вклад, умеют проявлять себя как команда, готовы вкладывать в это усилия и время (например, на тренировках) и стремятся реализовать весь свой потенциал. Они гордятся своим клубом и проявляют в связи с этим необходимую ответственность. Итак, если это – идеал, к которому надо стремиться, то роль родителей в этом крайне важна и зачастую определяет, насколько этот процесс окажется успешен. Тренер должен использовать нужные моменты для того, чтобы объяснить родителям их роль и дать игрокам возможность впредь проявлять самостоятельность. Для этого существуют разные способы. С одной стороны, тренер может обсуждать с родителями определенные вопросы, например: «может быть, они уже доросли до того, чтобы самим завязывать шнурки на бутсах?» или «поддерживать и подбадривать – нормально, но не думаете ли Вы, что когда 3-4 родителя постоянно находятся на поле, это уже чересчур?». С другой стороны, по истечении определенного периода привыкания, тренер может обговорить с родителями некоторые правила. Он должен разъяснить им эти правила, а также их значение применительно к тем или иным целям в процессе развития юных футболистов. Например, договоренность о возможности присутствия на тренировках в будние дни, либо об очередности стирки формы, либо о невозможности, начиная с определенного возраста, дальнейшего присутствия родителей в раздевалке, либо же о невозможности подзывания к бровке своего ребенка, чтобы дать ему какие-либо указания. Иными словами, тренер должен планомерно и в соответствующие моментыразъяснять родителям и другим воспитателям какую роль они играют (и должны все меньше и меньше играть) в процессе футбольного «разъединения» ребенка и родителей. Непростая задача для тренера; однако, если ему удастся обосновать данный «курс» на футбольное развитие детей и убедить родителей выполнять определённую роль в этом процессе, это опять же будет способствовать оптимизации учебного процесса.
Работа с тренерским штабом и прочим персоналом
Для того чтобы дети развивались, особенно в таком «простом» виде спорта, как футбол, очень важно наличие ясности, понимание структуры и правил. Тренер дирижирует этим процессом. Он знает какие преследуются цели, и является профессионалом, который наполняет содержанием процесс развития. Помимо родителей, ему приходится работать, в зависимости от возраста и уровня игроков, с некоторыми специалистами, которые в свою очередь тоже играют роль и вносят вклад в учебный процесс. Как уже говорилось, речь может идти о помощнике тренера, тренере вратарей, физиотерапевте, докторе, а также о школьном репетиторе и других. Главный принцип работы всех этих специалистов заключается в том, что в рамках своих профессиональных обязанностей и области знаний, они действуют в соответствии с задачами:
a. всего процесса обучения в детско-юношеском футболе
b. отдельной возрастной категории.
Вся деятельность осуществляется под знаком стремления к футбольному взрослению. Тренер несет прямую ответственность за принятие мер, которые помогают футболистам прогрессировать шаг за шагом. В целом, это меры стимулирующего характера, но иногда игрок может проявить недовольство в связи с той или иной мерой. Это должно быть осмысленным поступком тренера, вытекающим из достигнутых договоренностей или действующих правил. Очень важно при этом, чтобы тренер чувствовал понимание и поддержку со стороны остальных членов тренерского штаба. В такой момент все должны говорить на одном языке. Со всех сторон и с разной интонацией игрок слышит одну и ту же точку зрения. Не все меры, принимаемые тренером, сразу же будут понятны остальным воспитателям. Это и не нужно. А что действительно нужно, это то, что при возникновении вопросов, недопониманий или даже неодобрения действий тренера, члены тренерского штаба умели бы контролировать себя до того момента когда рядом не будет игроков и только тогда просили бы ответов или разъяснений. В корне неправильной является ситуация, когда воспитатели пытаются утвердиться в глазах игроков, прилюдно ставя по сомнение решения/действия тренера. Кстати говоря, тренер несет ответственность и за выработку подобного чувства коллегиальности и солидарности среди членов тренерского штаба.
Взаимоотношения с руководством
Тренер назначается руководством. Перед ним ставятся определенные задачи и, учитывая видение, стиль и цели клуба, он начинает работать. Тренер обладает футбольно-техническими знаниями и должен научить детей играть в футбол. Для этого он создает определенные условия. Эти условия являются продуктом целей клуба, а также содержания тренировок и упражнений. Иногда организациявсех условий в клубе уже существует на отличном уровне, иногда необходимо кое-что изменить или доработать, а иногда в клубе просто не достаточно возможностей, чтобы научить детей играть в футбол. Очень важно наличие полей в достаточном объеме, поскольку дети не могут учиться играть в футбол если это не происходит регулярно и на протяжении целого сезона. Кроме этого, в каждой возрастной категории в наличии должны быть необходимые тренировочные материалы: достаточное кол-во мячей (для малышей – каждому игроку соответствующего веса мяч), манишки подходящего размера для разных возрастов (игроки не должны «тонуть» в них, но и не чувствовать себя в «смирительной рубашке»). Также и другие материалы, такие как фишки, конусы, маленькие ворота, сетки для больших ворот, являются незаменимыми атрибутами качественной и продуктивной учебно-тренировочной ситуации.
Также обеспечение транспорта, экипировки, доступ к клубным зданиям/офисам и раздевалкам, а также содержание и уход за материалом напрямую влияют на учебную среду футболистов и работу тренера. В футболе,как и в других сферах деятельности, нанятые профессионалы, несущие ответственность за обучение детей футболу, обеспечивают руководство или менеджмент кирпичиками, из которых последние должны выстроить стратегию обучения и развития. Тренер как-бы дает руководителям клуба материал для работы, стремясь таким образом создать еще более оптимальную ситуацию.
Помимо этих, более или менее «осязаемых», материальных условий, в футболе важны еще и условия, относящиеся к индивидуальности и восприятию детей на различных этапах развития: футбольная учебная среда. Тренер, как специалист в своем деле, должен выступать гарантом того, чтобы учебная среда и мастерство игроков получали адекватную оценку, в соответствии с которой и производились бы те или иные действия. Под этим подразумевается то, что нужно нюансировано подходить к вопросу о победах-поражениях, что выбор состава происходит по четким и всем понятным критериям, а также почему и с какого возраста делается выбор в пользу той или иной тактической схемы и системы функциональной подготовки (что, как, когда)?
Иными словами, все аспекты, так или иначе влияющие на юных футболистов, являются предметом взаимоотношений (и влияния) тренера и (на) руководителей. Таким образом, тренер, с одной стороны, претворяет в жизнь процесс обучения в детско-юношеском футболе, а с другой – является критичным наблюдателем и вдохновителем руководителей.