Отвечаю на ваши вопросы!

23 марта 2012

Приветствую всех на страницах моего блога. Я продолжаю отвечать на вопросы, которые вы присылаете мне. 

Здравствуйте. Меня интересует, будет ли привлечен господин Раймонд Верхейн к работе с национальной сборной России во время подготовки к матчам Евро? Если не ошибаюсь, именно так было перед предыдущим Чемпионатом Европы. (Ильиных Геннадий)

На этот вопрос можно ответить утвердительно. Мы планируем консультироваться с ним по вопросам функциональной подготовки национальной сборной России в преддверии Евро-2012. Во время Евро-2008 он также был привлечен к работе со сборной России, а в 2004 году в Португалии мы (Дик Адвокат и я) привлекали его к работе со сборной Голландии. Он не будет входить в состав тренерского штаба, но мы будем поддерживать с ним очень тесную связь по всем вопросам.

Берт, спасибо вам и сборной за хорошую игру в Дании. Но меня волнует такой вопрос: нет ли минуса в том, что в феврале наши игроки находились в хорошем функциональном состоянии? Ведь известно, что после подъема всегда следует спад. Я переживаю, что к Евро мы подойдет уставшими и это нам помешает сыграть успешно. (Митрохин Евгений)

Известно, что игроки, участвующие в заключительном этапе Чемпионата страны, тратят много сил и энергии на тренировочный и соревновательный процесс в клубах. На данный момент для игроков это самая приоритетная задача. Преимущество заключается в том, что каждую неделю, в общем и целом, они получают хороший стимул, так как играют против лучших соперников. Кроме этого, у них есть возможность полноценно восстанавливаться, поскольку ни один российский клуб не выступает больше в еврокубках.

Наша (тренерского штаба национальной сборной) задача заключается в том, чтобы тщательно составить план подготовки к турниру. С одной стороны, необходимо будет предоставить игрокам небольшой отдых сразу после окончания клубных соревнований, а с другой – спланировать систематический и индивидуально направленный подготовительный процесс, который позволит постепенно выйти на такой уровень, на котором можно будет успешно противостоять соперникам на Евро-2012.

Наш опыт показывает, что когда игроки вызываются в национальную сборную и вместе систематическим и последовательным образом работают над развитием общекомандного мастерства, у них возникает чувство огромной готовности, мотивации и удовольствия. Поэтому, мы не должны опасаться спада уровня игровых кондиций после окончания чемпионата, а наоборот, стремиться сохранить и еще более улучшить тот высокий уровень, который на тот момент уже будет присутствовать.

Мы стремимся к тому, чтобы на Евро-2012 у нас была свежая и голодная до побед национальная сборная.

Добрый день! Все детские тренеры говорят, что важен не результат в завоевании первых мест, а подготовка футболистов. Однако на деле происходит обратное –  завоевание первых мест является показателем работы тренера, и от этого зависит его компетентность. Как вы объясните этот парадокс? И как это происходит в Голландии? Заранее благодарю за ответ! (Кудинов Дмитрий)

Общий принцип воспитания молодежи заключается в индивидуальном развитии. Это касается воспитания в семье, школе, футбольной школе, на уроке музыки и т.д. В последствии приобретенные навыки применяются в рамках функциональной единицы (команда, оркестр, фирма и т.д.).

Футболу учатся посредством игры в футбол. Исходя из того, что дети умеют или не умеют на разных этапах своего развития, сама игра и всевозможные упражнения должны быть адаптированы и упрощены. Иными словами, вместо 11х11 для более старших ребят, игра упрощается до 7х7 или даже 4х4 для самой младшей категории. В процессе обучения в детско-юношеском футболе матч является средством. Средством проверки отработанного на тренировках в условиях игры. Поэтому результат матча имеет совершенно другое значение, чем у взрослых и профессионалов, где результат стоит во главе угла. Там необходимо набирать очки (и зарабатывать деньги) для желаемого места в турнирной таблице.

Естественно, как для взрослых, так и для детей, цель игры одна и та же – победа. Отличие в том, какое значение имеет победа или поражение. Причина того, что работа детских тренеров (должна быть) направлена на завоевание первых мест, заключается главным образом в недостатке понимания сути работы и профессионализма самих тренеров, а также отсутствия философии обучения у владельцев клубов и организующих инстанций. В Голландии тоже когда-то существовал такой парадокс, но за счет многолетних усилий федерации футбола, подготовки профессиональных детских тренеров, включения критериев детско-юношеского футбола в процедуру лицензирования профессиональных клубов и сокращения количества и улучшения качества программ подготовки детей у нас в стране была создана профессиональная атмосфера/среда для обучения.

Очень важную роль играет также и институт национальных юношеских сборных. Наиболее талантливым игрокам необходимо постоянно участвовать в международных играх. Поэтому, взаимодействие между профессиональными клубами и их академиями/школами с одной стороны и национальными сборными с другой является ключевым и для всех понятным. Процесс совместной работы проходит не в духе конкуренции, а в духе сотрудничества и партнерства, по вопросам, касающимся планирования, нагрузок и коммуникации о развитии тех или иных талантливых игроков.

В этом вопросе России еще предстоит проделать большой путь.

У нас в стране уже несколько лет говориться о создании Национального Центра развития футбола! Еще Гус Хиддинк уговаривал прошлое руководство РФС создать такой центр, но конкретики до сих пор нет. Хотелось бы узнать у вас, когда это будет сделано и в каком виде будет создан такой центр? (Алексей Никифоров)

Действительно, отсутствие собственного Центра футбола является большим недостатком для национальной футбольной федерации. В наше время, когда футбол превратился в ведущую отрасль, в которой крутятся большие деньги, важно, чтобы у всех заинтересованных сторон этого процесса появилось общее представление о предназначении и цели главенствующей футбольной организации (РФС). Многие задачи по организации футбольного процесса, его развития, исследования, использования, продвижения и поддержке должны осуществляться на основе единой центральной идеи («национальной футбольной философии») и поддерживаться всеми заинтересованными инстанциями.

Основными принципами такой философии являются футбольно-технические принципы: качество соревнований, судейства, квалификация тренеров и прочего персонала, программы подготовки детей и соответствующая структура соревнований + национальные юношеские сборные, международные связи с ФИФА и УЕФА. На основе этих принципов и должен формироваться Национальный Центр футбола.

Именно там должна осуществляться вся футбольно-техническая деятельность на национальном уровне:

- селекция и отбор игроков в национальные юношеские сборные (мужчины и женщины)
- тренировочный процесс, подготовка и тестирование игроков этих национальных юношеских сборных
- обучение тренеров (уровня B, C и Pro)
- отбор, подготовка и обучение судей
- обучение инструкторов для разных целевых групп (тренеры, судьи, администраторы и т.д.)
- создание футбольно-медицинского центра (тестирование, реабилитация после травм, исследования, обучение, допинг контроль и т.д.)
- регулярные встречи тренеров клубов и национальных сборных (проф. и дет-юн.) для обмена опытом и информацией о талантливых игроках
- регулярные консультации с региональными чиновниками (программы обучения и подготовки, соревнования, селекция и отбор и т.д.)

Итак:
- как должно выглядеть центральное здание?
- сколько офисного пространства?
- количество гостиничных номеров?
- количество учебных помещений, и какое оборудование/материалы?
- как обустроен медицинский центр?
- количество полей, естественный газон или искусственный, с подогревом, освещаемые?
- минифутбольная площадка, манеж?
- офисы для тренеров и прочего персонала?
- и многое, многое другое

Необходимо понимать, что все вышеперечисленное может быть претворено в жизнь только в том случае, если все заинтересованные инстанции осознают важность подобного проекта и проявляют взаимоуважение.

РФС, РФПЛ, ФНЛ и Министерство спорта, туризма и молодежной политики являются в данной связи ключевыми игроками. Необходимо, чтобы появилось понимание того, что существуют задачи и приоритеты, выходящие за рамки личных интересов одной конкретной организации или сектора. Федерация, лига или клуб являются лишь составной частью («владельцами франшизы») всеобщего целого. «Продуктом» является чемпионат. Для того чтобы чемпионат был интересным и имел рыночную ценность, необходимо единство. Клуб сам по себе не является/не имеет «продукт». Качество взаимодействия всех заинтересованных сторон и определяет качество продукта и результата.
Поэтому задача для всех ответственных за футбольный процесс звучит так: работайте вместе над созданием национальной футбольной идеи и выработайте конкретные планы для достижения успеха в футбольном будущем. Проявляйте ответственность!

Посетив ваш семинар в Москве, я приобрел много полезной информации. В своем докладе вы рекомендовали тренерам делать упор на воспитание взрывной скорости. Подскажите, как эта нагрузка распределена в недельном цикле (мальчики U-13,U-14 одна игра в неделю), а также упражнения  для ее развития (если можно, то с мячом и без мяча). Спасибо. Тренер из Курска. (Донских Алексей)

Я рад, что вы задаете вопросы по семинару в Москве. Таким образом, мы двигаемся вперед, развиваемся. На семинаре я рассказывал об основных принципах футбола и их влиянии на действия игроков; о предъявляемых игрокам требованиях, о том, как игроки развиваются – начиная с самых маленьких и заканчивая взрослыми профессионалами.

Центральное место в процессе совершенствования футбольного мастерства занимает анализ требований, предъявляемых в игре к футболистам. Используя нижеприведенную схему (см. Рис. 1), я постарался объяснить, какие действия являются предметом этого анализа и как эти действия можно совершенствовать. При этом важно понимать, что в зависимости от этапа развития (опыт, возраст, талант) различные действия должны отрабатываться систематическим и методическим образом. Футбольное мастерство – т.е. все футбольные действия, выполнение которых требуется на поле – совершенствуется посредством различных (возможно упрощенных) форм игры. Например, 4х4, 7х7 или другие вариации (также, возможны ситуации с численным преимуществом).

Я ни в коем случае не призывал к одностороннему развитию молодых игроков, к развитию лишь одного аспекта. На что я действительно делал упор, это на то, что характерной чертой футбола является быстрая череда взрывных действий (открывания, забегания, обыгрыши, рывки в свободные зоны, единоборства, дриблинг, и т.д.). Для игроков в возрасте примерно до 16 лет упор в развитии следует делать преимущественно на футбольных действиях с мячом и без мяча. В самых юных возрастных категориях, в рамках упрощенных футбольных ситуаций, следует развивать индивидуальные действия с мячом и без мяча. Позднее, чем дальше, тем больше акцент смещается на умение функционировать как команда. Наибольшее внимание в возрастной категории от 10 до 15/16 лет уделяется умению «читать» футбольные ситуации и выполнять соответствующие действия (исходя из цели игры) (см. Рис. 2).

Общий принцип так называемой функциональной (или физической) подготовки заключается в том, что молодых игроков, находящихся в процессе роста, не следует дополнительно нагружать взрывными упражнениями, не связанными с футболом, такими как: силовые упражнения, взрывные прыжковые и рывковые упражнения, веса и т.д. Уровень взрывной силы, требуемый в матчах в этом возрасте и/или тренировочные формы игры для этого возраста, уже предлагают достаточную нагрузку. Сначала необходимо добиться развития понимания игры и командного взаимодействия.

После окончания ростового скачка можно систематическим образом в методической последовательности начинать далее совершенствовать футбольное мастерство. Речь идет о систематическом воздействии на то, что в физиологии подразумевается под анаэробной и аэробной способностью. На футбольном языке (т.е. то, что мы видим) это относится к соответственно лучшему качеству действий (правильное решение, нужное направление, скорость, момент), большему количеству действий, поддержанию качества действий и поддержанию количества действий (быстрое восстановление). Планирование всей связанной с этим деятельности - это кропотливая и тщательная работа. С физиологической точки зрения, в разных местах воздействия на игроков существуют определенные закономерности. Например, после тренировки, где упор делается на взрывную работу (например, рывки с короткими паузами для отдыха – 2 серии по 7 подходов по 15 метров в длину с отдыхом 10 сек. + игровое упражнение на функциональную подготовку 5на5, 4 по 6 мин. с отдыхом 2 мин.) в течение двух следующих дней нельзя давать нагрузку, носящую взрывной характер. Организму требуется время на восстановление и на адаптацию к последующим (более тяжелым) стимулам; иными словами, на т.н. суперкомпенсацию.

В данном конкретном случае 13/14-летних, упор следует делать на развитие и совершенствование действий с мячом (техника) и без мяча (открывания, выбор позиции, чтение ситуации) в упрощенных игровых формах. В рамках этого процесса, тренер должен будет использовать определенные учебные моменты, чтобы обучить игроков пониманию игры и принятию верных решений.

0