Тренировочный процесс в работе с молодежью: где он происходит?

18 февраля 2012

Тренировочный процесс в футболе происходит в контексте взаимодействия футболиста и тренера. Это естественно может быть во время, до или после матчей, при подготовке к матчам или при их разборе, на тренировках, теоретических занятиях и в рамках других учебно-воспитательных моментов.

В этот раз мы поговорим о местах, где может происходить учебно-воспитательный процесс. Иными словами, систематически разберем и детально рассмотрим все возможности для воздействия на игрока до, после и во время матча. Затем рассмотрим места где футболисты тренируются, а в заключение затронем различные учебно-воспитательные аспекты. Все это будет дополняться полезными советами и инструментами.

Тренерская работа - это воздействие на других с целью совершенствования мастерства на долговременной основе. Тренер является создателем и аранжировщиком условий и критериев. Это подразумевает, что в моменты когда игроки проявляют себя в различных футбольных ситуациях, тренер должен постоянно задаваться вопросами:

  • они играют?
  • они учатся?
  • они получают удовольствие?

Тренер, вооружившись футбольно-педагогическими принципами, стремится помочь игрокам в их футбольном развитии, при этом постоянно стимулируя их. Например, чтобы двусторонняя игра против очень слабого соперника оставалась интересной, он может запретить сопернику переходить центр поля за счет позиционной игры; в случае нарушения сопернику засчитывается гол. Или предоставить команде возможность самой придумать и разыграть несколько вариантов возобновления игры. Помимо этого, тренер вместе со своим штабом (помощник, физиотерапевт, начальник команды и др.) может требовать, чтобы игроки, достигнув определенного возраста, сами учились нести ответственность за индивидуальное и общекомандное выступление («пусть сами разберутся», «не надо заранее все за них делать»).

Помимо преимущественно педагогических принципов, в процессе воздействия неизменно присутствуют и образовательные принципы. Характерной чертой при этом является цикличность учебного процесса: в своих действиях дети демонстрируют какую-то цель (например, стремление быть частью футбольной команды), получают опыт, получают реакцию или комментарий, адаптируются/совершенствуются и снова действуют, пробуют, чувствуют. В этом нескончаемом процессе тренер выступает в роли профессионала, который несет ответственность за процесс всеобщего развития. Применяя при этом не только педагогические и образовательные принципы, но и принципы, методики, согласованность и планирование разных тренировочных, игровых и учебно-воспитательных моментов, иными словами - периодизацию. В этом всеохватывающем процессе тренер, иногда на заднем плане, иногда на первых ролях, подчас смотря с «высоты птичьего полета», иногда спрашивая, иногда требуя, время от времени корректируя и поправляя, выступает в качестве опытного рулевого.

Тренерская работа до, во время и после матча

Воздействие на игроков до или после матча и, возможно, во время матча является важным аспектом учебного процесса в детско-юношеском футболе. Успех тренерской работы зависит от того, сумеет ли тренер учесть особенности и характерные черты той или иной возрастной категории в содержании и подходе к тренировочному процессу. То же самое касается и действий и высказываний тренера до, во время и после матча. В работе с наиболее юными игроками тренер, например, в основном следит за тем, чтобы маленькие футболисты играли в правильном направлении и в рамках обозначенного пространства, а за тем понимают ли игроки в футболках одного цвета, что должны играть вместе и, во всяком случае, не мешаться друг у друга под ногами.

Позднее он должен будет объяснить игрокам, как и зачем играть по определенной тактической схеме. Или, на еще более поздней стадии, он должен будет в перерыве матча громогласной речью попытаться настроить всех на одну волну. Или покажет игрокам нарезку видеофрагментов перед первой тренировкой после матча, заставляя игроков тем самым задуматься над своей игрой. В общем и целом, выбор средств и подхода (для воздействия на игроков) во многом определяется различием в значении матча для разных возрастных категорий. Важным фактором в процессе воздействия во время матчей (и во время тренировок) является обучение игроков действиям в рамках правил. Тренер должен уметь объяснить игрокам значение правил игры (например, откуда возникло правило офсайда; или какие последствия оно имеет). Также, во время игр и тренировок тренер должен следить за соблюдением правил и разъяснять игрокам последствия нарушений. В конце концов, получение соперником права на штрафной удар означает вашу потерю мяча. Тренерская работа заключается поэтому и в том, чтобы научить футболистов играть в рамках существующих правил.

Значение и функция матча в рамках процесса обучения в детско-юношеском футболе

Футбольный матч. Все на самом деле вращается вокруг него. Его предвкушают, в нем проявляются плоды всей предшествующей работы. В матче становится понятно, как у кого идут дела. Кто что (не) умеет, у кого к чему есть способности и к чему надо стремиться? Ответы на эти вопросы неоднозначны. Оценка мастерства юных футболистов (полезные действия в рамках командных функций атака, оборона и переход) неотделима от значения и функции матча в общем контексте процесса обучения в детско-юношеском футболе. Наивысший стандарт футбольного матча это финал Чемпионата Мира. Здесь проявляется наивысшее стремление к реализации главной цели – победе в матче. Все остальные цели второстепенны. Вся футбольная пирамида, вся остальная футбольная деятельность во всем мире заточена под эту спортивную цель. Самая важная задача людей, отвечающих за детский футбол, заключается в том, как перенести дух финального матча в мир детских ощущений и возможностей. Иными словами, как перенести все характерные черты финального матча, а именно важность события, единение игроков, необходимость тренировок и подготовки, наличие обязательных правил и удовлетворение от достигнутой цели, в контекст детско-юношеского футбола?

Все это начинается с футбольного матча; для каждого возраста и уровня – своего. Тренер, а еще до этого организатор соревнований, т.е. федерация, понимают значение матча в общем контексте процесса обучения в детском футболе. Независимо от смысла игры, а именно победы (забить на один гол больше соперника), значение матча в целом и результата матча в частности эволюционируют от матча, как средство обучения, к прогрессу в индивидуальном развитии игроков вплоть до важности положения команды в турнирной таблице чемпионата. Иными словами, если для младших возрастов матч является средством обучения, то для старших ребят и на взрослом уровне значение результата матча рассматривается в контексте того, чего он позволяет добиться (чемпионство, выход в более высокую лигу, премиальные и т.д.). Поэтому при оценке действий более или менее взрослых игроков, результат играет важную роль.

Просмотр соперника

В футбольном матче, по определению, имеется соперник. Если в младших возрастах основным является развитие индивидуальных навыков обращения с мячом, а матч является вспомогательным средством для реализации этой цели, то для старших ребят основным является командное взаимодействие, где каждый выполняет определенные задачи и несет ответственность за команду. Поэтому использование информации о сопернике эволюционирует по мере роста важности результата матча в оценке игровых действий футболистов. В какой-то момент критерием оценки становиться способность игрока усвоить полученную информацию и претворить ее в адекватные действия на поле. Это тоже навык, который необходимо совершенствовать. Добывать полезную информацию о команде соперника или об индивидуальном оппоненте является задачей само по себе. На определенных этапах учебного процесса сбор и предоставление информации о сопернике постепенно меняется от фраз наподобие «у соперника сзади тот парень играет, который так сильно бил в прошлой игре, помнишь?» или «у них вратарь довольно маленького роста, помните о навесах и игре головой» или «помнишь, в прошлый раз они все время создавали искусственный офсайд?» или «они не дадут нам и голову поднять, надо быстро расставаться с мячом и делать ставку на командные действия» к систематическому просмотру соперника с целью получить понимание того, как производятся атакующие, оборонительные и переходные действия. Просмотр (скаутинг) соперника как раз и означает целенаправленный поиск какой-либо информации, которая позволит как можно лучше подготовиться к игре против этого соперника. Затем собранная информация упорядочивается и ранжируется в соответствии с ранее обсужденной структурой футбола.

С помощью полученной информации должно быть составлено четкое представление о сильных и слабых сторонах соперника при атакующих, оборонительных и переходных действиях, а также о характерных элементах к ним относящихся. Например, часто повторяющиеся действия игроков, такие как: кто и каким образом чаще всего начинает атаки, идет ли развитие атаки через фланг (какой?) или через центр, выдвигается ли защитник при развитии атаки в полузащиту, какой игрок худший в развитии атаки, кто 'плеймейкер' в полузащите, открывается ли нападающий в недодачу или за спину; применяет ли соперник прессинг на чужой половине поля и кто у них 'заводила', а кто иногда и расслабляется; играет ли соперник сзади в линию или с опекунами; как обстоят дела у вратаря с ударами от ворот и выносами – уверенно ли он играет при подачах с фланга, вовремя ли выходит из ворот? Все эти данные могут пригодиться при подготовке команды к следующей игре. Естественно, невозможно, да и совсем нежелательно, останавливаться на каждой детали. Необходимо отметить то, что действительно играет важную роль и что является характерным для того или иного соперника. Качество игры команды не является постоянным фактором. Если команда в игре с определенным соперником добилась положительного результата, используя определенную, специально под этого соперника выбранную, манеру игры, то уже в следующем матче придется начинать сначала. Конечно, будут похожие ситуации, однако результат и действия игроков будут совершенно другими, в плане выбора позиции, момента, направления и скорости действий. Вся полученная информация о сопернике, как во время самого просмотра, так и впоследствии, структурируется в соответствии со структурой футбола. Таким образом, появляется общее понимание того, как соперник действует при атаке, обороне и переходе. Получение информации о сопернике является основой для анализа соперника.

Анализ соперника

Продолжением просмотра соперника является анализ соперника. Если информация, полученная из просмотра, дает более или менее объективное представление о сопернике, то по итогам анализа должны быть выработаны рекомендации и наиболее важные моменты, чтобы успешно противостоять сопернику. На основе сильных и слабых сторон соперника в атакующих, оборонительных и переходных действиях выявляются игровые перспективы и опасности для своей команды. В том числе и на основе подобного анализа определяется стратегия игры на следующий матч.

В тренировочном процессе и на теоретических занятиях идет целенаправленная работа, основанная на таком анализе. И снова игроки должны усвоить и воспринять все игровые проблемы, потому что именно они выходят на поле; тренер же снова выступает в роли режиссера.

Использование системы видеоанализа

Известно, что визуально информация воспринимается лучше, чем вербально. В связи с этим, сегодня, особенно в рамках процесса обучения талантливых игроков, использование видеоматериалов для анализа соперника или собственных действий прочно вошло в норму. Ясно одно: речь идет о качестве игры, о действиях команды во время матча. Отталкиваясь от этого, можно гораздо более осмысленно и конкретно вести речь о действиях игроков, нежели использовать пустые, ничего не говорящие термины, такие как: уверенность, настрой, мотивация и т.д. Система видеоанализа также должна быть запрограммирована в соответствии со структурой футбола, чтобы была возможность создавать короткие нарезки действий игроков в рамках определенного игрового контекста (атака, оборона или переход) и таким же образом их оценивать. Сегодня, технические возможности позволяют игрокам, по окончании игры дома на своем компьютере, через интернет просматривать сжатый (или расширенный) обзор матча и своих действий, исходя из того, на чем тренер решил заострить внимание. Система даже позволяет тренеру проверять была ли просмотрена видеонарезка, и напрямую через интернет общаться на эту тему с игроком. Таким образом, тренер общается на конкретную тему (действия игрока в матче) с конкретным игроком (который может рассказать что-либо о своих действиях в матче). Также эта система может быть использована для анализа тренировок. Посредством матрицы тренер может классифицировать, сравнивать и оценивать в течение длительного периода все важные для него моменты. Конечно, применительно и к этому вспомогательному инструменту на первом месте стоит вопрос: «как это может помочь моей команде в повышении качества игры?». Данный инструмент, безусловно, приносит большую пользу в процессе улучшения понимания, восприятия, распознавания, предвидения и оценки игровых ситуаций, вследствие чего улучшается командное взаимодействие и внутрикомандная коммуникация.

Подготовка предматчевой установки

В этом вопросе вновь необходимо отдавать себе отчет в том, какое значение он занимает в общем контексте учебного процесса. В самых младших возрастах тренер вообще не должен тратить много времени на какую-либо установку. По мере того, как игроки растут и развиваются в футболе, и результат матча приобретает все большее значение, согласование и координация выполняемых игроками задач также становится все важнее. Вследствие этого процесса, командной установке уделяется все больше и больше внимания. Как, соответственно, и подготовке предматчевой установки. Предматчевая установка это вспомогательный инструмент, который позволяет дать игрокам одинаковое понимание того, как следует действовать в атаке, в обороне и при переходе. Одиннадцать игроков должны сосредоточить внимание на тех ситуациях, которые действительно имеют значение, предпочтительно толковать и оценивать ситуации одинаковым образом и действовать наиболее эффективно исходя из своей позиции и задачи на поле. Чтобы придать этому процессу некую структуру, тренер должен уделить внимание подготовке предматчевой установки. Это можно делать по-разному, но некоторые элементы должны присутствовать во всех установках для старших возрастов, а именно:

  • стартовый состав
  • запасные игроки
  • основные моменты в атаке
  • основные моменты в обороне
  • основные моменты при переходе
  • стандарты
    - штрафные удары в обороне
    - штрафные удары в атаке
    - угловые в обороне
    - угловые в атаке
    - пенальти
    - ауты
  • характеристики соперника (насколько известно)
  • особые обстоятельства, такие как:
    - важность матча (положение в чемпионате или другая цель)
    - погодные условия и состояние поля
  • индивидуальные/личные инструкции (возможно и не в рамках командной установки)

Важно чтобы у тренера при проведении предматчевой установки (до матча должно оставаться не слишком много времени, но и не слишком мало) было четкое понимание того, что именно он хочет донести до игроков и как. Содержание установки он может заранее обозначить на специально для этого предназначенном флипчарте. По мере развития учебного процесса, меняется и содержание предматчевой установки. В начале, речь идет о взаимокоординации действий всех игроков в рамках определенной тактической схемы. Впоследствии, акцент, чем дальше, тем больше перемещается на индивидуальный вклад в командную игру. То есть сначала команда (манера игры, структура, организация), а затем, для старших возрастов, индивидуальный вклад (требования к определенной позиции и/или использование/сокрытие определенных сильных/слабых сторон).

Проведение предматчевой установки

Предматчевая установка должна содержать смысл; являться не самоцелью, а средством подготовки игроков к матчу. Это не должно быть «шоу» одного человека – тренера – и уж тем более не навевать на игроков сон. Установка должна быть четкой, конкретной и уместной, не дольше 15 минут. Она должна мотивировать и стимулировать игроков и быть реалистичной. Игрокам надо всегда напоминать о том, что, несмотря на все благие намерения и подготовку, соперник всегда может преподнести сюрприз. То есть, во всех предматчевых раскладах необходимо учитывать роль соперника: в зарисовках на флипчарте или в перемещениях фишек на макете соперник тоже должен «передвигаться». В ключевые моменты тренер может разрешить игрокам что-либо дополнить или объяснить; либо подчеркнуть ответственность за командный результат задавая игрокам вопросы об их роли в матче и/или о роли их партнеров. Он должен как можно больше говорить на футбольном языке (языке футбольных действий); называть вещи своими именами; и в особенности объяснить как команда в целом, а также отдельные линии и игроки (на определенных позициях, с определенными задачами) в частности, могут внести вклад в командный результат. Матч это тест, результат пройденного и отработанного ранее в тренировках, в предыдущих матчах и на занятиях.

Контроль разминки

Разминка это неизбежное «зло». Все предвкушают матч, ждут его, тренируются для этого, все свое внимание концентрируют на нем. По мере взросления игроков и увеличения значимости результата, к игрокам предъявляются все больше и больше требований. Для выполнения этих требований, перед матчем необходимо в более или менее контролируемой ситуации проверить соответствие им игроков. Имеется в виду то, что игроки пропитываются атмосферой матча, разогревают и разминают мышцы, а также имеют возможность почувствовать партнеров, мяч и условия матча (поле, погода – солнце, ветер, дождь – зрителей и т.п.). Разминочные упражнения можно подразделить на упражнения более или менее индивидуальной направленности и упражнения, выполняемые вместе с партнерами.

Пример

Упражнением более или менее индивидуальной направленности является упражнение, выполняемое всеми игроками в начале разминки. Возможно возглавляемые капитаном или другим игроком, игроки около 10 минут выполняют беговые упражнения: бег трусцой, бег с подскоками, бег с круговым взмахом руками, бег скрестным шагом, бег с быстрой частотой ног, бег с подниманием колен и бег с ускорением. Эти упражнения выполняются вперемежку с упражнениями на динамичную растяжку (стречинг) и упражнениями на статику. Затем 10 полевых игроков, начинающих матч, делятся на две группы по 5 человек и на четверти поля выполняют перепасовку, варьируя расстояние, скорость мяча и высоту, что определяется игроком без мяча. Каждый из 5 игроков по очереди предлагается, сразу после чего предлагается и открывается другой игрок. Варьируется также скорость и направление бега. Основной принцип упражнения это наличие всех характерных действий, выполняемых игроками в игре в зависимости от их позиции. На этом этапе разминки игроки чередуют перепасовку с игрой 3 на 2 (наподобие квадрата, только не на одном месте, а в постоянном движении), где от игроков с мячом требуется точность и вступление в борьбу. Двое без мяча в нужный момент прессингуют игрока с мячом, но делают это без фанатизма, чтобы никто раньше времени не выдохся. Двойки и тройки игроков постоянно меняются, чтобы дать всем возможность почувствовать разные игровые роли. Вся разминка на этот момент занимает около 17 минут (10 минут индивидуальной работы, 7 минут в группах по пять). В последние 3 минуты игроки выполняют рывки из различных положений (с места, с полуоборота, с подскоков на месте и т.д.). При этом также отрабатывается и торможение. Опять же, принцип здесь – не изнурять игроков, постоянно давать им достаточно времени на отдых (например, возвращаться пешком) между подходами. Итого 20 минут! Во время разминки у игроков также должна быть возможность поправить неудобную повязку или поменять обувь.

Вратарь обычно выполняет разминку отдельно, вместе с тренером вратарей или запасным игроком (вратарем). После общей части, которую вратарь выполняет вместе с остальными игроками в первые 10 минут, он разминается отдельно, ввиду своей особой задачи на поле. Все игровые действие, которые он совершает в течение матча, присутствуют и в разминке. Он отбивает и ловит мячи стоя, в прыжке, в падении; в разных позициях по отношению к воротам, с разной скоростью мяча и с разных расстояний. Естественно, в разминке также присутствуют удары от ворот, вводы мяча рукой или ногой и пасы. Опять же, разминка не должна изнурять, должно быть достаточно времени на восстановление. Еще для вратаря очень важно, чтобы после разминки присутствовало ощущение, что в этот день он не пропустит ни единого мяча, отстоит на ноль! Для того, с кем вратарь разминется, это означает, что не следует подавать слишком легкие мячи, но в любом случае не делать так, чтобы каждый удар, навес или прострел оказывался бы в сетке ворот. Не следует устраивать из этого и какую-то игру, чтобы показать, как хорошо он якобы умеет бить по воротам. Как уже было сказано, разминка это «неизбежное зло»; в ней нельзя стать чемпионом, заработать дополнительные очки, но это важный элемент подготовки к матчу.

Главный принцип разминки – она не должна отнимать слишком много внимания и сил от самого матча. Поэтому целесообразно договориться с игроками об одинаковой форме разминки перед каждой игрой, и заострять внимание и корректировать уже только само выполнение упражнений. Таким образом, все всегда будут знать, что именно следует делать; больше не надо будет давать указания, вести дискуссии или разъяснять недопонимания. Тем не менее, разминка всегда должна находиться под контролем тренера. То есть вы, как тренер, не остаетесь в раздевалке или идете в кафе на чашечку кофе, а показываете всем, что вы здесь и что разминка важна для каждого матча.

То, что было сказано о разминке выше, касается старших возрастов. Дети помладше, которые еще не достигли данного этапа, еще не осознают значение «командного взаимодействия», не способны еще выдерживать высокий темп действий и сами выбирают момент для отдыха, готовятся к матчу другим образом. Не нужно никакой совместной разминки, где дети бегут друг за другом по полю и выполняют всяческие странные, надуманные движения. Они даже смысла этого не поймут и будут выполнять это только потому, что так делают взрослые или потому что тренер думает, что это «профессионально» выглядит. Бросьте это! В этом возрасте дети всегда активны. Еще до того как они переоделись в форму перед матчем, они уже играют на маленьком поле или на парковке с друзьями, как будто матч уже начался. Дайте команде детей пару мячей и они сами, играя, пропитаются атмосферой матча (если еще не успели это сделать). Профессиональный подход в данном случае проявляется во внимании к восприятию и поведению детей и в умении найти к ним правильный подход. То есть самым маленьким – вообще никакой целенаправленной разминки, а детям чуть постарше (11-13 лет) в качестве разминки – простые упражнения на перепасовку в группах по 2-3 человека и/или простые позиционные игровые упражнения (4 на 1, 3 на 1, 4 на 2 и т.д.). Важный совет тренеру: не надо делать из разминки какое-то непонятное шоу, где тренер является центром внимания, и все упражнения выполняются по четким образцам. Также между окончанием разминки и началом матча не должно пройти слишком много времени (около 10 минут). В противном случае, эффект разминки сойдет на нет. Эти 10 минут в раздевалке можно потратить на туалет, обувь, повязки/тейп и последние замечания тренера.

Анализ 1-го тайма

Матч оценивается исходя из цели процесса обучения в детско-юношеском футболе в той или иной возрастной категории и в конкретной команде. Например, для детей 6-8 лет не нужно проводить анализ тактической схемы, взаимодействия линий и исполнения стандартных положений. В этом возрасте необходимо смотреть все ли игроки, находящиеся на поле, принимают участие в игре. На этом уровне следует донести до детей, что когда они владеют мячом, они должны двигаться с ним в сторону ворот соперника (предпочтительно кратчайшим путем), а когда мяч не у них – должны сделать все возможное, чтобы отобрать его. Иногда дети в этом возрасте воспринимают это слишком буквально и отнимают мяч у игроков в майках того же цвета. Анализ как 1-го, так и 2-го тайма всегда выглядит одинаково, а именно: дети должны как можно больше находиться там, где находится мяч. Поэтому тренер чаще всего делает такие замечания, как «иди к воротам соперника», «забивай мяч», «старайся участвовать в игре», «иди вперед, не оставайся у своих ворот», «отними мяч», «участвуй в игре, не стой, разинув рот», «стой на ногах», «не падай так легко» и т.д. Когда целью постепенно становится взаимодействие в рамках определенной тактической схемы и развитие навыков игры на определенной позиции, тренер должен уметь сделать качественный анализ. Данный анализ задаст направление развитию индивидуального мастерства и, как следствие, мастерства командного. Анализ производится по определенной структуре, с помощью которой собирается полезная информация с целью, например в перерыве, задать полезные вопросы игрокам, давать указания и ставить задачи.

Вопросы, замечания и указания в перерыве

Перерыв в матче существует для того, чтобы отдохнуть: стакан чая или лимонада, похлопывание по голове или ободряющее замечание. Все это происходит в перерыве. Не существует какого-либо рецепта того, что именно тренер может делать в перерыве. Для самых маленьких детей важны 'здесь' и 'сейчас'. Оглядываться на первый тайм или прогнозировать на второй зачастую не имеет смысла. Помимо того, что уже было сказано, перерыв дает возможность успокоить игроков или, наоборот, зарядить их: «постарайся лучше отнимать мяч, не лежи все время на земле» или «беги туда, где находится мяч, не оставайся сзади болтать с вратарем». Кроме этого, заставляющие думать вопросы о первом тайме могут послужить первым шагом к развитию понимания игры. Наподобие: «помните, где вы стояли, когда соперник забивал нам второй гол?» или «когда Юра сделал счет 3-2 в нашу пользу, кто стоял на своей половине?». Старшим игрокам посредством анализа 1-го тайма следует указать на их упущения и как они могут сыграть лучше. Эта информация должна быть легко усваиваемой и понятной игрокам. Это тоже задача тренера. При этом важно, чтобы выполнение так называемой основной задачи постоянно улучшалось, чтобы появлялось все больше и больше автоматизмов. Иногда целесообразней обратиться в перерыве ко всей команде, иногда лучше поговорить с отдельной линией или флангом или центральной осью, а иногда и индивидуально с игроком, либо в присутствии команды, либо нет. Иногда имеет смысл повторить ранее обговоренные вещи, касающиеся, например штрафных или угловых ударов, или не очень хорошего осуществления прессинга (соперник получает слишком много свободы), в результате неверных действий одного или более игроков.

В 80-х годах прошлого столетия главным тренером сборной Голландии был Ринус Михельс. Он не любил громогласные речи и крепкое словцо. Зачастую он просил одного из своих помощников незадолго до перерыва: «скажи игроку X, что когда мяч у нас, он старался уводить за собой левого полузащитника соперника» или «объясни игроку Y, что когда соперник начинает атаку, он не опускался слишком глубоко». Довольно часто Михельс вообще ничего не говорил в перерыве, но на основании анализа 1-го тайма, тем не менее проводились все необходимые корректировки. Чем еще раз подчеркивается то, что дело не в личности тренера, а в том, как он выполняет свою работу. Иными словами, в нужный момент делать и говорить (или не говорить) нужные вещи. И только в крайнем случае использовать «громогласную речь».

Анализ 2-го тайма

Конечно, 2-й тайм рассматривается через призму: «привел ли анализ 1-го тайма, и какие-либо поправки к нему в перерыве, к желаемому результату». Результат матча зачастую проясняет многое, но и непредвиденные обстоятельства тоже играют роль. При анализе 2-го тайма также следует как можно более объективно оценить, кто сыграл наиболее полезным, кто удовлетворительным, а кто плохим образом. Нельзя не упомянуть о командных и индивидуальных качествах соперника. Самый объективный способ это, конечно, показать игрокам видеофрагменты их собственных действий. Сегодня это возможно, благодаря ранее описанной системе видеоанализа.

Оценка всего матча (возможно видеоанализ)

Информация из конкретного матча являются основой для дальнейшего роста и совершенствования. Исходя из нее, вырабатываются указания и ключевые моменты для тренировочного процесса и последующих игр. Тренер должен как можно более ясно, используя футбольный язык, общаться на эти темы с игроками. Игроки должны понимать причину той или иной оценки своих действий, и как-бы уметь «смотреть на себя в зеркало». У каждого есть определенная задача, и команда начинает матч с определенным планом на игру. Несмотря на то, что непредвиденные ситуации могут задать матчу совсем иной ход, тренер все равно должен держать в уме суть того, что обговаривалось перед матчем. Все игроки в той или иной мере внесли вклад в общекомандный результат; в той или иной мере атаковали, оборонялись и осуществляли переход; и взаимодействовали для выполнения этих действий (на общекомандном уровне, либо как линия, ось или фланк). Вся эта картина, возможно проработанная в деталях до уровня каждого игрока, и подлежит оценке. Данная оценка осуществляется по нижеприведенной схеме.

Если по итогам этой оценки тренер констатирует, что определенные командные функции и командные задачи выполняются не надлежащим образом, следующим его шагом должно стать выявления причин, по которым это происходит. Для этого тренер также использует метод формулировки футбольной проблемы. Таким образом, тренер производит окончательный анализ матча. В рамках учебного процесса в детско-юношеском футболе, который происходит в течение многих лет, данные из одного конкретного матча конечно важны для самих игроков; однако тренер должен сложить из этих обособленных данных более полную картину: например, из серии матчей или по итогам целого сезона или определенного этапа учебного процесса. Это позволяет избежать эпизодичного подхода и краткосрочного мышления. В общем и целом, тренер должен четко понимать какие цели стоят в той или иной возрастной категории и каким образом следует развивать мастерство игроков и оценивать его в рамках существующих целей. В случае специальных программ развития для наиболее талантливых игроков, администрация и сохранение данных об индивидуальном прогрессе является обязательным. Это можно осуществлять различными способами. Естественно, исходя из определенной цели, на основе которой оцениваются действия игроков, мастерство футболиста должно быть описано футбольным языком (языком действий). Тренер, сам игрок и отвечающие за него люди должны понимать о чем идет речь. По этому поводу не должно возникать никаких разногласий и недопониманий, т.к. на основе этой информации должны быть сделаны выводы о степени прогресса игрока, о возможных трудностях, о слишком высоком или наоборот слишком низком уровне условий для развития. Помимо этого должно быть понятно, что именно следует совершенствовать, чему следует уделить больше внимания. Также важно рассматривать это в комбинации с другими (социальными) факторами, например, со школьной нагрузкой. Все это очень важная задача и отдельная профессия в процессе воспитания юных талантливых игроков. Еще один инструмент, дающий большие возможности в отслеживании процесса развития юных талантов, это база (видео) данных, в которой видеофрагменты матчей с участием игроков (а именно там они показывают то, что умеют) связаны с системой оценки футболистов. Таким образом, создается система селекции и мониторинга развития игроков, куда, кстати, можно вносить и всяческую другую информацию (например, медицинские или школьные данные). Подобная система позволяет получить полную картину развития игрока на протяжении многих лет.

0