Доброго всем вечера! Спасибо за ваши вопросы, которые вы присылаете мне. Сегодня публикую ответы.
Берт, могли бы вы рассказать о тактике 4-1-3-2. В интернете и книгах слишком мало информации об этом. Насколько я знаю, Гус Хиддинк использовал эту тактику в сборной России наряду с 4-2-3-1. И не могли бы вы рассказать о различиях в тактике игры сборной при Дике Адвокаате и Гусе Хиддинке?
И еще такой вопрос: тренеру перед тем, как определять какой стиль игры прививать команде, стоит ли учитывать исторические особенности той или иной команды и сопостовлять с современными регалиями футбола? (Георгий Костенко)
В общем и целом, как тренер вы выбираете тактику (схему) исходя из сильных (и слабых) сторон, имеющихся у ваших игроков. Кроме этого, выбор той или иной схемы зависит от поставленной цели. Например, вы стремитесь стать чемпионом, или же у вас стоит задача не вылететь. Или вы играете в плей-офф кубкового турнира (национального или еврокубка). Или же вы вышли в финальный турнир Чемпионата Европы или Мира. Все эти факторы необходимо учитывать при построении команды. Важным является также умение команды реагировать на меняющиеся обстоятельства и ситуации (травмы, необходимость выиграть или не проиграть, достаточно ничьей, и т.д.).
Что касается последней части вашего вопроса, важно понимать основные культурные и исторические ценности в спорте вообще и в футболе в частности, существующие в том или ином регионе, стране, городе и т.д. Некоторые команды исторически придерживаются тонкого позиционного стиля игры для создания голевых моментов и забивания голов, а другие команды играют в более простой футбол, стремясь доставить мяч нападающему и уже оттуда действовать дальше.
То же самое можно сказать и про оборону. Одни команды располагаются единым блоком перед своими воротами, в то время как другие стремятся доминировать на поле, даже когда соперник владеет мячом, т.е. на ранней стадии, далеко от своих ворот, воздействовать на развитие атаки соперника.
Таким образом, тактическая схема это средство, и в рамках определенной схемы можно использовать разную стратегию или тактику. Например, можно играть по схеме 1:4:3:3 в крайне закрытой манере, при атаках соперника располагаясь плотным блоком перед своими воротами. В таком случае 2-е опорников играют перед 2-я центральными защитниками. Ставите мощный защитный блок из 4 компактно расположенных игроков и ждете ошибки соперника.
Используя ту же схему 1:4:3:3, можно также играть и первым номером. В такой ситуации команда играет с одним опорником и 2-я более атакующими полузащитниками. В такой расстановке команда может применять прессинг уже в начальной стадии атаки соперника на его половине поля.
Разница в тактической схеме национальной сборной России при Хиддинке и Адвокате не так уж и велика. Конечно, это связано с качествами игроков, имеющихся в наличии на тот или иной момент. Сейчас мы можем больше играть первым номером, вследствие специфических навыков Денисова. В связи с этим, чаще всего мы играем с 2-я более настроенными на атаку полузащитниками перед ним. Используя такую стратегию, мы добились успеха в большинстве игр. На Евро мы, наверное, будем играть чуть иначе, потому что каждый матч будет сродни финалу. Но организация командных действий всегда будет строиться по принципу «не вылететь и пройти дальше».
Для получения дополнительной информации о плюсах и минусах разных тактических схем, советую вам обратиться к моему блогу от 27 мая 2011г.
Здравствуйте, я тренер детской футбольной школы. Я присутствовал на нескольких ваших семинарах и конференциях, и хочу поблагодарить за знания и опыт, который вы передате. Благодаря вам у меня сформировалась определенная системность и понимание того, что должен делать детский тренер. Я хотел бы спросить: в игровых упражнениях мы создаем ситуацию, в которой у футболиста есть два или более решений игровой ситуации. Должен ли тренер объяснять, что в такой ситуации надо, к примеру, обязательно отдать пас (нападающий получает пас, спиной к воротам, его плотно опекает соперник - нужно обязательно отыгрывать мяч пасом назад)? Или же я должен показать несколько вариантов решения игровой ситуации: отыгрыш мяча, приём мяча с разворотом и т.д, а в игровом упражнении предоставить возможность футболистыу самому решать игровую ситуацию?
А если я предоставляю возможность самому решать игровую ситуацию и вижу, что футболист раз за разом допускает одну и ту же ошибку и теряет мяч (пытается развернуться с мячом к воротам при очень плотной опеке), нужно ли тренеру указать, что лучше в этой ситуации отыграть мяч в касание? Или тренер должен предоставить возможность игроку самостоятельно анализировать свои ошибки? То есть, как тренер должен построить свое поведение на тренировке- дать несколько вариантов решения игровой ситуации и предоставить игроку возможность самому ее решить? Или объяснить, что в одной ситуации правильным решением будет одно действие (нападающего плотно опекают он отыгрывает мяч), а в другой ситуации правильнее будет принять другое решение (нападающий открылся и принимает мяч, разворачиваясь лицом к чужим воротам). А также я хотел бы спросить, известно ли, когда будет проводиться второй семинар с участием Р. Верхейна. (Андрей Кузнецов)
На самом деле, в объяснении вашего вопроса вы уже демонстрируете понимание сущности тренерской работы. Как вы уже заметили, речь идет о действиях игроков в футбольных ситуациях. Основой всегда являются фундаментальные принципы игры:
a. смысл игры заключается в том, чтобы забить на один гол больше соперника (т.е. победить)
b. если своя команда владеет мячом, игровая задача – атаковать, посредством развития атак, создания голевых моментов и, в конечном итоге, взятия ворот
c. если мяч у соперника, то задача прежде всего – не дать сопернику забить гол. Это можно добиться с помощью разрушения чужих атак и отбора мяча и нейтрализации голевых шансов.
Действия игроков должны постоянно оцениваться именно исходя из этих принципов. Является ли решение, принятое игроком, полезным и продуктивным исходя из его намерения?
В футболе, однако, существуют несколько путей достижения успеха. Ситуация, когда игрок систематически принимает контрпродуктивное решение, служит для тренера критерием, на основе которого следует вмешаться в игровую ситуацию. Например, нападающий – как в вашем примере – всегда разворачивается не в ту сторону, утыкается в защитника и теряет мяч. Задача тренера в таком случае – спросить игрока, доволен ли он таким исходом и, если нет, то какие еще по его мнению существуют более полезные (т.е. исходя из игрового смысла – создать голевой момент и возможно забить) варианты решения эпизода.
Чтобы добиться от игрока выполнения других действий, необходимы футбольные знания (варианты) уже самого тренера. Основополагающим фактором при этом должно быть восприятие игроком данной проблемы таким образом, чтобы именно он сам был заинтересован в улучшении своих действий. Не потому, что так сказал тренер, а потому что он сам сталкивается с этим в игре и сам хочет найти правильное решение.
Тренер также спрашивает его, каким образом он может усложнить задачу защитнику (-ам). Например, как можно дольше оставаться вне поля зрения защитника или произвести обманный маневр перед тем, как открыться в недодачу или сделать забегание, как бы «жертвуя» своей позицией, но освобождая зону для партнера и давая ему возможность занять более выгодную позицию (в нужный момент, с нужной скоростью, и в нужном направлении). Не говоря уже о том, что действия нападающего не могут происходить отдельно от команды. Моменты для открывания, финты и обманные маневры, быстрота действий, направление движения и т.д. по определению связаны с действиями партнеров и соперников. Поэтому не забывайте о всех неотъемлемых факторах сопротивления.
Тренерское искусство, профессия и заключается в упрощении подобной сложной ситуации таким образом, чтобы она стала доступной игрокам, а затем отрабатывать ее, сохранив все характерные черты игровой проблемы (повышения эффективности действий нападающего). Итак, нападающий находиться под опекой, у партнера, отдающего пас, тоже мало времени – его прессингует соперник. Парнеры, которым нападающий может отыграть, другой(-ие) нападающий(-ие), подстраивающиеся под возможно последующую передачу. Иными словами, все эти аспекты надо систематически тренировать в упрощенной реальности, чтобы в действиях нападающего произошло улучшение на долговременной основе.
Важным условием является то, что при полноценном сопротивлении (= игре в футбол), будут использоваться несколько вариантов решения ситуации. Когда в игре нападающий снова окажется в похожей ситуации, тренер должен быть очень внимателен и при успешном решении поощрить игрока подбадривающим окликом, а при вновь неудачном – вмешаться и снова шаг за шагом разобрать эпизод.
На этом позволю себе завершить разбор затронутой вами проблемы. По сути, подобную пошаговую методологию можно использовать в любой ситуации, с целью продуктивного воздействия на футболистов, с точки зрения игрового смысла атаки, обороны и перехода.
На данный момент запланировано продолжение сессий о периодизации и функциональной подготовки в футболе, и мы надеемся в скором будущем предоставить более подробную информацию на эту тему. Успехов вам в вашей работе!
Здравствуйте! Меня зовут Тимофей Баннов. Мне 22 года. Я обучался в СДЮСШОР "ЛАДА" (г.Тольятти). Планирую получить тренерскую лицензию категории "D". Ответьте, пожалуйста, на вопросы. Какие требования предъявляются к специальности "Детский тренер по футболу"? Объясните в общих чертах, какие теоретические знания и практические навыки нужно иметь для проведения грамотного учебно-воспитательного процесса?
Прежде всего, вам надо связаться с региональной организацией, которая проводит данное обучение. Там вам скажут, каким требованиям вы должны соответствовать и на каких условиях производится набор.
У детского тренера по футболу должен быть опыт самой игры в футбол. Не только как минимум опыт игрока (чем выше уровень, тем больше опыта работы с тренерами и т.п.), но и умение "читать" игру. Под этим понимается не только видение футбольных ситуаций, но и умение придать им определенный смысл. Чтобы затем эффективным образом (= исходя из цели игры) осуществлять тренировочный процесс.
Подобные навыки должны развиваться в рамках учебного процесса вплоть до того, как тренер сможет распознавать нужные элементы действий игроков («читать») и донести увиденное до игрока на футбольном языке («говорите то, что видите»), учитывая его уровень, возраст и концентрацию внимания. Задача не из легких!
Для того чтобы овладеть этими навыками, сложная игра футбол в процессе обучения разбивается на упрощенные фрагменты, а именно игра в атаке, в обороне и при переходе из атаки в оборону и из обороны в атаку. Иными словами, методическая последовательность с целью сконцентрировать «чтение» футбола на определенном аспекте игры.
Помимо этого детский тренер должен уметь воспринимать игру глазами детей на различных этапах своего (футбольного) развития. Поэтому знание психологии развития является необходимым условием, с помощью которого определяется направленность учебного процесса и его методическая последовательность.
Важным фактором здесь прежде всего является вопрос, какая форма игры наиболее подходит к какому возрасту? В какой момент дети «созревают» для полноценной игры 11 на 11? Какая форма игры наиболее подходит для самых маленьких игроков 5-6 лет? Все эти вопросы должны быть рассмотрены в контексте игры, ведь работая с детьми, ни в коем случае нельзя забывать, что главное это то, как они воспринимают игру.
Основой всегда остается та или иная форма игры (4 на 4, 7 на 7 или 11 на 11). В ней дети демонстрируют, независимо от каких-либо упражнений, что именно они умеют в плане действий с мячом и без мяча, понимания игровых ситуаций и командного взаимодействия. (Как раз по этим критериям оцениваются действия игроков в футболе, поэтому именно эти элементы необходимо последовательно развивать, исходя из возраста и уровня развития.) Я надеюсь, что вы примите этот вызов, и, возможно, из вас получится ведущий детский тренер. Успехов!
Берт ван Линген, здравствуйте!
Я читал автобиографию вашего соотечественника Джорджа Боатенга. В ней сказано, что в Голландии матчи молодежных команд A1 всегда вызывают повышенный интерес (в особенности когда встречаются "Аякс" и "Фейеноорд"). В России же на многих матчах молодежных составов считанное количество зрителей. Какие шаги РФС намерен предпринимать для популяризации молодежного футбола? Знаю, что вы занимаетесь этим вопросом.
Я действительно занимаюсь такого рода вопросами. Основной принцип развития футбола в той или иной стране – наличие у главенствующей организации (союз, ассоциация и т.п.) представления о том, к чему все в итоге должно привести. Для этого должен существовать широкий общественный консенсус.
Речь идет о спорте. Спорт - это соревнование. В соревновательных видах спорта должны быть созданы условия для выявления победителя посредством соперничества участников. Данный принцип означает, что на соревновательной основе необходимо стремиться к ситуации, где более или менее существует равенство участников до начала соревнования. Процесс развития спорта только выиграет от ситуации, в которой участники будут вынуждены проявить свои лучшие качества («постоянные победы расслабляют, постоянные поражения демотивируют»).
Задача РФС в этой связи заключается в критической оценке нынешней структуры соревнований, исходя из вышеназванных принципов. Независимо от того, идет ли речь о юношах, профессионалах, ветеранах или любителях, слишком большая разница между участниками соревнований не несет никакой пользы ни в плане развития игроков, ни в плане восприятия игры. Я понимаю, что в России 100-процентная реализация этих принципов является очень непростой задачей, вследствие отсутствия инфраструктуры, огромных расстояний и индивидуальных интересов.
Что касается приведенного вами примера ситуации в Голландии, то хотелось бы отметить, что все произошло далеко не само собой. В Голландии в конце 80-х годов прошлого столетия не существовало национального чемпионата для возрастных категорий U18 и U16. Были чемпионаты на региональном уровне, где молодежные и юношеские команды больших клубов, таких как Аякс, ПСВ и Фейеноорд, вынуждены были играть с преимущественно любительскими командами. Матчи заканчивались с двухзначными счетами в пользу этих топ-клубов – не самая благоприятная и мотивирующая ситуация для талантливых игроков этих команд. С точки зрения развития они вынуждены были довольствоваться международными турнирами во время школьных каникул, а самые лучшие – мероприятиями в рамках национальных юношеских сборных.
Ринус Михелс и я разработали тогда план по созданию национального чемпионата для категории U18. Пару лет спустя был создан и национальный чемпионат для U16. Стоит подчеркнуть, что подобные меры приносят огромную пользу процессу воспитания и обучения талантливых игроков. Более высокий уровень сопротивления, другие тренировочные задачи, более компетентные судьи и тренеры и т.д.
Таким образом, на мой взгляд, приоритетным направлением в развитии российского футбола должен стать пересмотр структуры соревнований в возрастных категориях от 16 до 21 года. На мой взгляд, ответственность должны совместно нести РФС (ввиду национальных юношеских сборных) и РФПЛ (ввиду эксплуатации продукта «профессиональный футбол» и его преемственности). Таким образом, лучшие игроки получат возможность играть друг с другом и друг против друга на еженедельной основе, а лучшие игроки на национальном уровне – возможность играть друг с другом в рамках национальных юношеских сборных против лучших из других стран.
Воспитание и подготовка талантливой молодежи выигрывает не от количества (количество спортшкол и клубов), а от качества и профессионального подхода образовательных учреждений, связанных с профессиональными клубами. ПФК должны проявить в этой связи инициативу, учитывая тот факт, что именно для их ведущих талантов незаменим опыт выступления за национальные юношеские сборные. Поэтому РФС и РФПЛ – не друг против друга, а по определению друг с другом. Интерес СМИ, болельщиков и других (спонсоров?) не заставит себя ждать.
Здравствуйте, Берт! Очень интересует работа селекционеров. Как они подразделяются, как создается отчет о наблюдаемом футболисте? Мне 20 лет, хочу попробовать себя в этой роли. Футболом занимался в детские годы, но после операции не получилось продолжать. Что для этого нужно? И реально ли это? Спасибо. (Сергей)
На самом деле этот вопрос тесно связан с предыдущим вопросом о соревнованиях. Селекция талантливых игроков происходит на всех уровнях. Везде, где выделяется тот или иной игрок, встает вопрос, хочет ли этот игрок выступать на более высоком уровне. Но в особенности, может ли он выступать на этом уровне. Принцип селекции и отбора талантливых игроков заключается в том, выделяется ли игрок на фоне остальных.
Например, вы смотрите матч и ваше внимание привлекает игрок (предположим защитник), который каждый раз, когда соперник оказывается около или в штрафной, чистейшим образом отбирает мяч, а затем выполняет такие действия, которые позволяют его партнерам (полузащитникам и/или нападающим) эффективно продолжить атаку. Очевидно, что данный защитник превосходно оценивает ситуацию, выполняет правильные действия (без нарушения правил) и принимает правильное решение о продолжении игры. Данный игрок в данный момент показывает исключительный уровень мастерства (= талант).
Таким образом, в первую очередь речь идет об оценке действий игрока в рамках конкретного матча. Как он действует, когда его команда владеет мячом (атака), когда соперник владеет мячом (оборона), и при переходе из атаки в оборону и наоборот. Как селекционер, вы должны уметь описать то, приносят ли его действия пользу в рамках вышеназванных, т.н. командных функций. Поэтому не имеет никакого смысла составлять длинные списки характеристик игрока, которые ничего не говорят о его действиях.
Насколько игрок быстр, должно стать понятно по тому, успевает ли он вовремя и в нужный момент выполнить какое-либо действие. Насколько игрок высоко прыгает, на футбольном языке выражается тем, способен ли игрок выигрывать верховые единоборства таким образом, чтобы следовало полезное продолжение (при игре головой в обороне – получает ли партнер мяч, при игре головой в атаке – создается ли голевой момент). Насколько человек рослый или маленький, имеет в футболе значение исключительно в контексте действий данного игрока в соответствии с определенной позицией и игровой задачей (например, возможность перехватывать передачи как полузащитник или отдать точную проникающую передачу открывающемуся нападающему).
Талантливый игрок, найденный селекционером, должен выделяться и на более высоком уровне. Понятие «талантливый игрок» поэтому не является абсолютным (как, например, в музыке), оно зависимо от уровня игры. Чем выше уровень, тем сложнее условия и тем сильнее сопротивление: меньше пространства, меньше времени, более сильное давление соперника и т.д. Если и на этом уровне можно констатировать выделяющийся уровень мастерства, то действительно можно вести речь о том, что игрок талантлив.
Зачастую, игрока уже в раннем возрасте называют талантливым. Это нередко связано с тем, что игрок выделяется на фоне остальных засчет раннего ростового скачка или изначально мощного телосложения. На данный момент, этот игрок решает многие игровые ситуации, как в атаке, так и в обороне, в свою пользу. Однако с течением времени оказывается, что сверстники тоже стали выше и мощнее, что приводит к тому, что ранее выделявшийся на фоне остальных игрок становится незаметен. Данный фактор необходимо учитывать и не стремиться слишком рано давать оценку тому, что может произойти в будущем.
Так что если вы хотите в качестве селекционера приносить пользу футболу, это, конечно, можно только поприветствовать. Я постарался обозначить критерии, по которым оценивается насколько талантлив игрок и рекомендую как-нибудь попытаться применить это на практике. Чем лучше соревнование, тем полнее вы сможете составить представление о том, насколько действительно талантлив тот или иной игрок. Оценка игрока, команда которого на регулярной основе выигрывает с двухзначным счетом и в которой игрок забивает много голов не будет объективной. Лучше всего смотреть футболистов в играх равных команд, где игрок все же способен выделяться.
Еще я могу порекомендовать вам получить тренерское образование. Это позволит вам лучше понимать то, на что следует обращать внимание.