Добрый вечер! Сегодня я продолжаю отвечать на вопросы, которые вы присылаете мне.
Здравствуйте! Мне 21 год, хотел профессионально заниматься футболом, выигрывать трофеи, но серьезная травма помешала этому. Я решил заняться тренерской деятельностью – мне это очень нравится! Получил лицензию D, но меня интересует такой вопрос – не имея профессиональной футбольной карьеры, я могу в дальнейшем учиться для получения лицензии B, A, Pro? (Александр Заволока)
Конечно же, всегда есть шанс в конечном итоге получить лицензию Pro. Самым важным является то, что вы должны инвестировать очень много времени и опыта в ежедневную практику тренерской работы. Иными словами, проводить большое количество тренировок и матчей в клубе или в спортивной школе.
Решение о приеме на курсы для дальнейшего обучения принимается на основе собственного опыта в качестве игрока, опыта и количества лет в тренерской работе, уровня на котором осуществлялась тренерская работа и результатов последнего пройденного этапа обучения.
Еще одна немаловажная вещь - это ваше личное стремление выделяться из общей массы. Не с помощью чрезмерного ора или провокационных комментариев, а планомерным, структурированным и понятным для всех образом выводить игроков и футбольные команды на качественно новый уровень. Т.е. как и везде в спорте, стремиться к самосовершенствованию и отличию от остальных.
Возможно, в таком случае, у вас есть перспективы в профессиональном футболе.
Меня зовут Антонина Шмелева. Я являюсь переводчиком с польского языка. В преддверии Евро 2012 у меня возник вопрос – может быть я могу быть чем полезна со своим знанием польского. Закончила МГУ, факультет иностранных языков. Имею диплом переводчика и преподавателя польского языка.
Дорогая Антонина, спасибо за предложение ваших услуг в преддверии Евро-2012. Если в РФС возникнет необходимость в подобной должности, я непременно порекомендую вас.
Возможно, стоит обратиться напрямую в организационный комитет УЕФА и местные польские инстанции. Вы могли бы рассказать УЕФА и польской федерации футбола, какими навыками вы владеете и какого рода работу готовы были бы выполнять. На сайте УЕФА (www.uefa.com) внизу страницы есть ссылка на Jobs. Сайт польской федерации футбола www.pzpn.pl. Надеюсь, я смог чем-то помочь вам и если у вас все сложится, то возможно мы увидимся в Польше следующим летом.
Здравствуйте, мне 18 лет, я учусь в техническом вузе, очень люблю футбол, люблю смотреть матчи, анализировать тактику игры команд, интересуюсь тренерскими методиками. Моя мечта – стать футбольным тренером. Я не играл на профессиоанльном уровне никогда т.к. есть проблемы со здоровьем. Я знаю, что в истории футбола много случаев когда тренер, не будучи хорошим игроком, становился прекрасным тренером, как например, Моуриньо или Виллаш-Боаш. Подскажите, пожалуйста, как мне можно осуществить свою мечту? Куда пойти учиться и с чего начать? Я искренне верю, что вы знаете, как мне помочь. (Костенко Георгий)
Я могу помочь вам, направив в определенном направлении, но здесь, прежде всего, важно самому развивать навыки руководства футболистами. В вашем случае, я бы попробовал начать с детских команд и в то же время поступил бы на первый этап тренерских курсов.
Если вы и в самом деле выбрали для себя эту сферу деятельности, вам необходимо набираться как можно больше опыта в качестве футбольного тренера. Самому работать с юными игроками, посещать тренировки других, возможно известных, тренеров. Найти наставника, который бы помогал вам структурировать содержание тренировочного провесса и ваш подход к нему.
Вы должны достать и изучить все доступные футбольные материалы. Такие как семинары, демонстративные тренировки, тренерские материалы на DVD, пособия, книги, и т.д. Основная задача при этом это развитие навыков «чтения» игры. Важно вникнуть в цель игры («если цель теряется или опускается, то это становится уже другой игрой, с другими действиями игроков, в общем – дешевой копией»), в условия игры (2 команды, поле, судья, мяч, ворота, и т.д.), в правила, без которых игра невозможна («как они влияют на действия игроков, каковы требования к игрокам?») и в фундаментальные принципы футбола («мяч в любой момент может быть потерян или перехвачен – непредсказуемость; когда одна команда атакует, другая по определению защищается»).
Понимание игры можно выработать с помощью методического чтения матча. Например, вы для начала концентрируете свое внимание на одной команде, которая выполняет одну из так называемых командных функций. Это может быть либо атака, либо оборона. В рамках командной функции вы затем концентрируетесь на так называемой командной задаче. Для командой функции атака командными задачами являются развитие атаки и создание голвых моментов и непосредственно забивание голов. Для командной функции оборона командными задачами являются разрушение атак соперника и предотвращение голов. Концентруруя свое наблюдение на более ограниченной, а, следовательно, и менее сложной для восприятия, части игры вы развиваете навыки более детального восприятия командных функций и командных задач. В следущий раз вы концентрируете внимание на другой командной функции и задаче.
У вас появится понимание того, какие действия игроки должны выполнять, чтобы приносить пользу в рамках определенной командной задачи. Также придет понимание требований, относящихся к каждой позиции в команде. Например, какими навыками должен обладать центральный защитник или крайний нападаюший?
Конечно, я не могу здесь прочитать вам целый курс, но с помощью регулярного процесса обучения и собственной самоотдачи вы должны сами создавать себе возможности.
Первым шагом уже стал вопрос, заданный через вебсайт.
Берт, Вас называют одним из лучших теоретиков в современном футболе. Расскажите, пожалуйста, как проходит тактическая подготовка к матчам в сборной России? Какую именно информацию по соперникам вы представляете, на что обращаете внимание? (Зыбин Евгений)
Я надеюсь, что люди не забывают, что я уже 46 лет работаю в футболе. Этот опыт способствовал процессу структуризации философии и анализа футбола, а также преобразованию этих идей в книги, пособия, DVD-диски и программы тренерского обучения. В основе теории лежит и всегда будет лежать практика.
Перейдем теперь к подготовке национальной сборной. Мы не делаем различий между технической, тактической или функциональной подготовкой. Требования, которые футбольный матч высшего уровня предъявляет игрокам, лучше всего можно описать с помощью футбольных действий. Иными словани, мы, прежде всего, смотрим на игроков, которые на высшем уровне могут приносить пользу команде. Это становится понятно по тому, как они действуют в рамках определенной задачи, относящейся к позиции на поле, и все это, в свою очередь, в рамках определенной тактической схемы. Короче говоря, мы вызываем тех игроков, которые способны совместно, дополняя и усиляя друг друга, добиться наилучшего командного результата.
Кроме этого, мы собираем всю доступную информацию о соперниках. Скауты посещают товарищеские и отборочные матчи этих команд и анализируют их по определенной структуре. Эта структура необходима для коммуникации и передачи этой информации («говорить на одном языке/придавать вещам одинаковое значение»). К этим анализам прилагаются DVD-диски с записями этих матчей. При непосредственной подготовке к матчу, за несколько дней, на тренировках разбираются характерные черты соперника, в атаке и в обороне.
За день до матча проходит командная установка, где разбирается ожидаемый стартовый состав и особенности игры соперника. Это делается с помощью зарисовок на флипчарте и нарезке видеофрагментов, которые являются характерными для этой команды. Установка продолжается не более 20 минут. Вратари, кроме этого, получают специальную информацию о моментах возобновления игры соперника.
В день матча проходит предматчевая установка. Если по итогам тренировок еще не стало ясно, объявляется стартовый состав. Кто выходит с первых минут, кто в запасе, а кому придется идти на трибуну. Предматчевая установка всегда проходит по одной и той же структуре. С этой целью были разработаны специальные подготовительные предматчевые флипчарты, с помощью которых и представляется вся необходимая информация. Обсуждается следующее: состав, акценты в атаке, обороне, штрафные удары в атаке и обороне, угловые удары в атаке и обороне (какие игроки играют персонально с соперниками при верховых единоборствах, а какие выполняют другую роль?), ауты и другие примечания.
Вся информация, которая при помощи флипчарта обсуждается на предматчевой установке (какие игроки выполняют какие задачи при стандартных положениях – в атаке и в обороне) переносится по той же системе в блокнот, который я держу при себе во время матча. Также эти листы флипчарта вывешиваются в раздевалке. В случае замен в команде соперника или в нашей команде игроки должны знать свою задачу при стандартных ситуациях или каким образом необходимо изменить организацию игры.
Также делаются пометки о стиле игры соперника и/или своей команды для возможного обсуждения в перерыве. Вся информация по окончании сортируется и архивируется для следующих игр.
Помимо этих вещей, мы очень интенсивно занимаемся просмотром игроков во всех командах Премьер Лиги, как в играх национального чемпионата, так и в еврокубках. Там мы следим за выступлением игроков сборной и, естественно, за потенциальными кандидатами. В этом отборочном цикле в сборную были вызваны 17 новых игроков. Некоторым из них удалось закрепиться в составе сборной. За выступлениями других мы каждую неделю следим в клубах.