4 на 4 – это наиболее упрощенная форма полноразмерной игры 11 на 11. При этом, в этой форме игры, сохраняются все основные характеристики игры, такие как атака, защита и переход. В целом, в рамках игры 4 на 4 каждый игрок наиболее оптимальным образом учится распознавать (упрощенные) игровые ситуации и осмысленно и грамотно действовать в них. Формы игры 3 на 3, 2 на 2 или 1 на 1 имеют свое значение и пользу, но в них часто не хватает вариантов развития игры, которые, например, являются крайне важными при развитии атаки. Еще один пример: при развитии атаки осуществление паса в ширину поля, чтобы затем сыграть в длину. Формы игры, где присутствуют равные составы и менее 4 игроков часто превращаются в набор ситуаций 1 на 1 распределенных по игровому полю. Конечно, эти формы игры занимают в процессе обучения важное место, со своей собственной динамикой и своими требованиями к определенным действиям. В конечном итоге, главным показателем эффективности тех или иных упражнений и всего тренировочного процесса в целом остается сам матч.
Манера игры
Принцип заключается в том, чтобы мяч как можно дольше находился в игре или, если он выходит за пределы игрового поля, как можно быстрее вернуть его в игру. Это означает, что размеры игровой площадки и, как следствие, игровое пространство не должны быть слишком маленькими. Вокруг поля должно находиться достаточное количество мячей и мяч вводится в игру не руками, а ногами. Возобновление игры должно происходить как можно быстрее. Чтобы игроки как можно быстрее получали возможность вступать в игру, на уровне соответствующем их возрасту, рекомендуется первый пас играть без сопротивления (т.е. соперник не может перехватывать первый пас). Манера игры 4 на 4 определяется не столько внешними факторами (тренер, родители или еще кто-то), а ситуацией на поле. Игроки в возрасте до 12-13 лет в рамках этой формы игры начинают понимать, как распределять (основные) игровые задачи и кто наиболее годен для выполнения той или иной задачи. Тренер стимулирует у игроков процесс осмысления этих вопросов и помогает им находить решения. Мяч должен быть доставлен в ворота соперника и если соперник владеет мячом, мяч нужно отобрать. Самыми важными ингредиентами являются направление движения, мяч и необходимость оставаться в рамках игрового поля.
Правила игры 4 на 4
Независимо от того идет ли речь об игроках более младшего возраста (до 12 лет) или ребят постарше (до 18-19 лет), правила игры должны быть четко прописаны и понятны всем. В форме игры 4 на 4 также присутствуют определенные правила, которые помогают обеспечить реализацию цели данной формы игры. Игра проходит таким образом, чтобы мяч постоянно находился в игре. Например: если ворота будут настолько маленькими, что всего один игрок сможет их закрыть, то не будет получаться забивать голы. Такую ситуацию необходимо исправить, т. е. увеличить ворота настолько, чтобы возник реальный шанс забить гол. В других вариантах базовой формы игры 4 на 4 с помощью изменений правил или организации упражнения можно отрабатывать другие тренировочные задачи. В любом случае, независимо от того, какой вариант/правила игры выбраны, в работе с детьми важно соблюдать ясность и последовательность в применении этих правил. Например, в случае, когда мяч уходит за боковую линию. Тогда соперник получает право на ввод мяча в игру ногой. Нарушение правил при защите должно повлечь за собой штрафной удар (при этом надо объяснить, как можно было решить эпизод лучшим образом). Таким образом, тренер сначала объясняет цель игры, правила по которым следует играть (не надо длинный речей; коротко и четко) и, что очень важно, следит за тем, чтобы игроки выполняли установку, как в отношении игровых целей, так и в отношении правил. Любому тренеру понятно, что соблюдение правил является важным инструментом влияния на ход игры. Например, правило, при котором команда владеющая мячом должна как можно быстрее (например, за 5 секунд) доставить мяч на чужую половину поля заставляет игроков искать варианты продолжения игры в длину поля и при возможности играть так же. При этом тренер должен уметь распознавать моменты, в которых можно сыграть в длину и помогать игрокам путем указаний/примеров.
Целесообразно, в том числе и в игре 4 на 4, использовать минимальное количество правил. Правила способствуют ходу игры и пониманию игроками того, как положено играть. А понимание игроками, в свою очередь, способствует эффективности тренировочного/игрового процесса. Главным принципом использования правил является то, чтобы сам процесс игры как можно меньше прерывался. Это означает, что на разные вещи, которые в полноценной игре 11 на 11 возможно неизбежны, но которые не соответствуют целям 4 на 4, тратить время не надо. Игра должна возобновиться как можно быстрее. Поэтому, в практике:
Начало игры
• Матч начинается с центра поля
• После гола игра возобновляется у своих ворот (мяч вводится в игру ведением/пасом)
Мяч пересекает боковую линию
• Ввод мяча ногой, а не вбрасывание руками, чтобы не надо было ждать пока товарищи по команде займут нужные позиции, что является усложняющим фактором (с игроками постарше можно наоборот, специально отрабатывать ауты и все относящиеся к ним компоненты, такие как выбор момента/позиции товарищами по команде, обманные движения и т.д.) Более того, обработка аута для игроков младшего возраста является слишком сложной. Больше времени требуется на возобновление игры, а нам как раз нужно как можно больше игры!
• При вводе мяча ногой соперник находится на расстоянии 3 метров.
Мяч пересекает лицевую линию
• Мяч вводиться в игру посредством ведения/удара с лицевой линии.
Офсайд
• В этой форме игры офсайда нет; у более старших ребят и взрослых может быть полезен.
Угловые удары
• Научить детей разыгрывать угловой, соперник находиться на расстоянии как минимум 3 метров, чтобы как можно быстрее возобновить позиционную игру; при таких маленьких воротах и таком маленьком поле навесов быть не должно.
Штрафные удары
• При таких нарушениях правил как грубая игра, фол в защите, игра руками выполняется свободный удар, при котором соперник находиться на расстоянии как минимум 3 метров (т.е. всегда есть возможность разыграть и следственно быстрее возобновляется позиционная игра).
• Если мяч непосредственно перед воротами останавливается руками, можно пробить пенальти; расстояние до ворот 15 метров, без вратаря. Стимулируйте игроков не скапливаться перед воротами: «Без мяча вы не можете забить, поэтому отберите мяч!» Совет: пусть дети будут себе сами арбитрами. Тренер остается тренером!
Изменения тренером правил игры
Если не получается позиционной игры, тренер может предпринять следующие шаги при возобновлении игры:
• первый пас свободный
• разрешается сначала вести мяч
На самом деле, в игре 4 на 4 правила не являются фиксированными. В мире не существует организации-зонтика, таких как ФИФА, которая бы предписывала строгие правила для этого варианта игры. Речь идет о том, чтобы тренеры, основываясь на своем понимании игроков, с которыми они работают (возраст, талант, мотивация и понимание игры), делали правильный выбор в пользу тех или иных правил. Чтобы добиться оптимального уровня игры, тренеру необходимо использовать нужные правила.
Например: констатируется, что у игроков не получается вернуть себе мяч и что они постоянно скапливаются перед воротами.
Посредством ворот большего размера тренер может заставить игроков активнее прессинговать и раньше встречать соперника в защите, чтобы соперник не имел возможности пробить. В своих игровых указаниях он должен будет это повторять и объяснять, почему это нужно. Он может сделать это и другим способом, например, посредством создания реальной игровой ситуации: в важном матче осталась одна минута игрового времени и если забить гол будет дополнительное время. То есть в данном случае он обращается к их воображению, в рамках той задачи и тех правил, которые были обсуждены, с целью вызвать определенное поведение, т.е. отобрать мяч. В случае, когда 4 на 4 играется в рамках клубного турнира, необходимо заранее четко определить правила. Здесь, 4 на 4 является не тренировочным упражнением, а скорее занимательной разновидностью клубного мероприятия. У игроков в таком случае присутствует желание добиться как можно лучшего результата. При этом игрокам желательно проявлять менталитет победителя, однако только в рамках существующих и специально для этого мероприятия согласованных правил. Научиться играть в рамках правил также является важной задачей в детско-юношеском футболе. Тренеры, в свою очередь, должны уметь придавать правильное значение важности результата в подобных турнирах/матчах. Результат здесь важен настолько, насколько он соответствует контексту процесса развития игроков в целом.
Командная схема
Шаг за шагом, начиная с возраста до 8-9 лет, приходит понимание того, что команда состоит из 4 игроков. Тренер может, в зависимости от уровня развития игроков, объяснить значение товарищей по команде и улучшить взаимодействие с ними, учитывая игровое пространство и соперников. Первые контуры распределения 4 игроков на поле обретают форму. В этом возрасте важно чтобы игроки не были привязаны к конкретной позиции, а менялись местами. Как в серии игр, так и во время одной игры. Также желательно менять игроков флангами. Самая очевидная расстановка (4 на 4, без вратаря) это 1:2:1. Один «защитник», два «полузащитника» и один «нападающий». Как уже было сказано, эти амплуа не должны рассматриваться в абсолютном, жестком смысле. Необходимо уделять много внимания вариации и ротации позиций.
Основные игровые задачи
В форме игры 4 на 4 еще не существует настоящих основных игровых задач. Критерием служит то, насколько игроки, учитывая цель игры, (минимальные) правила и соперников, способны выполнять правильные действия. Если игрок в основном находится сзади, то оценивать его следует по тому как он одтает пасы товарищам по команде перед собой. Нападающий будет нацелен на гол. В общем, у тренера должно быть понимание действий, относящихся к той или иной индивидуальной игровой задаче, а также умение помогать игрокам их улучшать. Ниже следует дальнейшее объяснение самых важных аспектов.
То, к чему стремится четверка
Цель игры (выраженая в 3 командных функциях)
Задний игрок
За что отвечает игрок
Средний(е) игрок(и)
За что отвечает игрок
Передний игрок
За что отвечает игрок